Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Гордеевой О.В., Пономарева А.Н.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Теплове К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Чиркина К.В. по доверенности Мартыненко Д.Р. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 2 августа 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Чиркина Кирилла Вадимовича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Ломоносовский об отмене решения от 24 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 2 Барановского С.С." - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Чиркин К.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Ломоносовский от 24 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N2 Барановского С.С.".
В обоснование требований административный истец указал, что решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Ломоносовский от 24 июля 2017 года зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 2 Барановский С.С, который выдвинут избирательным объединением "Московское городское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия", являлся первым представившим документы для выдвижения кандидатом из числа кандидатов, выдвинутых данным избирательным объединением, и, в нарушение положений п.1 ч.7 ст.32; ч.7.1 ст.32 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 (ред. от 31.05.2017) "Избирательный кодекс города Москвы" (далее ИКМ), не представил документ о регистрации партии, что следует из подтверждения о приеме документов Барановского С.С. 17 июля 2017 года в 16 часов 25 минут и подтверждения о приеме документов 17 июля 2017 года в 18 часов 00 минут кандидата в депутаты от того же объединения фио., представившего документ о регистрации партии.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Чиркин К.В. не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, обеспечил явку своего представителя по доверенности Мартыненко Д.Р., который заявленные административные требования поддержал; представитель административного ответчика Клюев С.И. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований; заинтересованное лицо Барановский С.С. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, указывая на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснение представителя административного истца Чиркина К.В. по доверенности Мартыненко Д.Р., представителя административного ответчика по доверенности Вержбицкого А.Б., заинтересованного лица Барановского С.С., выслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшего, что решение отмене либо изменению не подлежит, поскольку постановленов соответствии с нормами материального и процессуального права, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления ( статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия ( статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу ( часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решением Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский от 20 июня 2017 года N 93/5 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский на 10 сентября 2017 года.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Ломоносовский от 24 июля 2017 года зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 2 Барановский С.С, который выдвинут избирательным объединением "Московское городское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия".
15 июля 2017 года в г. Москве состоялось заседание XX Конференции Московского городского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" (второй этап) по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты Советов депутатов муниципальных образований в городе Москве по одномандатным (многомандатным) округам на выборы 10 сентября 2017 года. По результатам конференции было принято решение о выдвижении кандидатов в депутаты Советов депутатов муниципальных образований в городе Москве, в том числе о выдвижении кандидатом в депутаты Барановского С.С. по многомандатному избирательному округу N 2.
Решение XX Конференции Московского городского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" было оформлено в виде соответствующего протокола.
Также судом установлено, что 6 кандидатов, выдвинутых на заседании XX Конференции Московского городского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия", одновременно представили в Избирательную комиссию документы, требуемые для уведомления о выдвижении кандидатов. При этом первым обратившимся кандидатом, а именно фио, был представлен документ о регистрации партии.
Барановским С.С. в установленном порядке были представлены заявление о согласии баллотироваться, содержащее все установленные законом сведения о кандидате, все документы, предусмотренные законом, достаточное количество достоверных подписей избирателей.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку в распоряжении избирательной комиссии на момент принятия документов у кандидата Барановского С.С. имелся документ о регистрации партии, а потому у Избирательной комиссии не имелось оснований для отказа в регистрации Барановского С.С. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 2 в г.Москве.
Данные выводы суда мотивированы и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением представляются копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона, относится отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в").
Согласно п.1 ч.7 ст. 32 ИКМ кандидат, выдвинутый на должность Мэра Москвы, в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, на должность главы муниципального образования избирательным объединением, помимо документов, указанных в частях 1, 1.1 и 3 настоящей статьи, представляет в соответствии с частью 8 настоящей статьи в соответствующую избирательную комиссию нотариально удостоверенную или заверенную постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Согласно ч. 7.1 ст. 32 ИКМ в случае если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 7 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таком случае иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 7 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.
При таких данных суд первой инстанции правомерно отклонил заявленные Чиркиным К.В. требования о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Ломоносовский от 24 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N2 Барановского С.С.".
Судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ; материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Выводы суда не противоречат материалам дела и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает, не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 2 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.