Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.Н. Пономарёва, О.В. Гордеевой, при секретаре А.В. Петрове, с участием прокурора О.Н. Артамоновой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе М.С. Солёновой, апелляционному представлению зам. межрайонного прокурора Савёловской межрайонной прокуратуры г. Москвы на решение Савёловского районного суда г. Москвы от 8 августа 2017 года по административному иску С.А. Алитдинова к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Сокол (Избирательная комиссия) об отмене решения о регистрации М.С. Солёновой в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол по пятимандатному избирательному округу N 2
установила:
С.А. Алитдинов обратился в суд с указанным выше административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Сокол, полагая незаконным решение о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол по пятимандатному избирательному округу N 2 М.С. Солёновой (в дальнейшем - кандидата), поскольку она нарушила действующее законодательство о выборах, в частности, ею не соблюдена форма подписных листов, в которых удалено слово "работающего" и, кроме того, указан род занятий "домохозяйка" Также М.С. Солёнова не представила список лиц, осуществлявших сбор подписей в её поддержку, нотариально заверенные сведения о них.
Допущенные нарушения закона, по мнению административного истца, влекут аннулирование решения о регистрации М.С. Солёновой в качестве кандидата.
Решением Савёловского районного суда г. Москвы от 8 августа 2017 года постановлено:административное исковое заявление С.А. Алитдинова удовлетворить; признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Сокол от 26 июля 2017 года N12/5 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол в г. Москве по пятимандатному избирательному округу N 2 М.С. Солёновой.
В апелляционной жалобе М.С. Солёновой ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии М.С. Солёнова и её представитель Ю.А. Рейнхиммель, допущенный к участию в деле в соответствии с протокольным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда по заявлению М.С. Солёновой, прокурор О.Н. Артамоновой доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления прокурора поддержали.
Председатель Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Сокол - Е.Е. Косматых также просил решение суда отменить.
Представитель С.А. Алитдинова - О.И. Лазарева, по доверенности от 12 августа 2017 года, просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие С.А. Алитдинова, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав М.С. Солёнову и её представителя, председателя Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Сокол, представителя С.А. Алитдинова, заключение прокурора О.Н. Артамоновой, полагавшей решение суда незаконным, обсудив доводы жалобы, апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Частью 2 названной нормы права установлено, что суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В нарушение приведённых законоположений и требований ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд ошибочно распределил бремя доказывания между сторонами и установив следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
Решением Совета депутатов муниципального округа Сокол от 20 июня 2017 годаN 78/2-С назначены выборы депутатов на 10 сентября 2017 года.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Сокол от 26 июля 2017 года М.С. Солёнова зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты на муниципальные выборы депутатов по пятимандатному избирательному округу N 2 в порядке выдвижения её избирательным объединением "Региональное отделение политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" в г. Москве.
С.А. Алитдинов как кандидат в депутаты по тому же избирательному округу просил признать решение о регистрации М.С. Солёновой в качестве кандидата незаконным, ссылаясь на нарушение ею формы подписных листов, требующих указания места работы или рода занятий. Кроме того, М.С. Солёнова не исполнила обязанность представить в Избирательную комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, а также нотариально удостоверенные сведения о них.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд пришёл к выводу, что названные административным истцом обстоятельства нашли подтверждение материалами дела и влекут признание решения о регистрации кандидата недействительным.
Судебная коллегия с указанным решением суда согласиться не может.
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п. 16 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Законом не может быть предусмотрено представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.
Таким образом, правовыми основаниями для удовлетворения административного иска о признании незаконным решения о регистрации кандидата применительно к содержанию заявленных С.А. Алитдиновым требований, являются указанные в подп. "в", "д" п. 24 ст. 38 названного Закона: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Такие названные в законе основания, влекущие удовлетворение административного иска, по настоящему делу не установлены.
Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с подп. "и" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Пунктом 8 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Указанная форма, установлена Приложением 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и, в частности, предусматривает, что лицам, подписавшим подписной лист в поддержку самовыдвижения или выдвижения от избирательного объединения, известно, что кандидат работает в конкретном месте по соответствующей занимаемой должности, или имеет определённый род занятий.
Аналогичные нормы предусмотрены Законом г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".
Пунктом 18 ст. 37 названного Федерального закона определено, что в листе поддержки кандидата указываются фамилия, имя и отчество кандидата, дата его рождения, основное место работы или службы, занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Согласно пункту 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ род занятий - это документально подтверждённая деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно не работающий.
В пункте 1.1 Методических рекомендации по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 13 июня 2012 г. N 128/986-6) даны чёткие разъяснения, согласно которым в целях единообразного применения норм законодательства участниками избирательного процесса, соблюдения равенства кандидатов избирательная комиссия, организующая выборы, может принять акт, в котором системно изложить процедуры, связанные со сбором подписей, приёмом и проверкой подписных листов, установить или рекомендовать (зависит от законодательного регулирования) формы представляемых документов.
В случае если закон обязывает комиссию, организующую выборы, установить какую-либо форму, то она будет обязательной для кандидата. В ином случае избирательная комиссия может рекомендовать единую форму, но отклонение от этой формы, при условии указания в документе всех предусмотренных законом сведений, не будет являться нарушением.
Таким образом, нарушение формы подписного листа, установленной приложением 8 к названному Федеральному закону, является достаточным основанием для признания недействительными содержащихся в нём подписей, если подписной лист не содержит всех предусмотренных в нём сведений о кандидате.
При исследовании подписного листа М.С. Солёновой установлено, что в нём указан её род занятий - "домохозяйка" и иные требуемые законом сведения, что опровергает доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления о неполном указании сведений в подписном листе.
Нельзя согласиться и с выводом суда в решении о том, что М.С. Солёнова обязана была представить список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, и нотариально удостоверить сведения о них.
Как было указано выше, п. 16 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наделяет субъекты Федерации правом предусматривать в своих законах такую обязанность лишь при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации.
Следовательно, для выборов в органы местного самоуправления, как в данном случае, такая обязанность на кандидата возложена быть не может.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления в указанной части основаны на неправильном толковании Избирательного кодекса г. Москвы в системе с названными выше нормами федерального законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
При таком положении решение Савёловского районного суда г. Москвы от 8 августа 2017 года подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Поскольку обжалуемое решение суда применительно к ч. 6 ст. 244 КАС РФ не было обращено к немедленному исполнению, судебная коллегия также не усматривает правовых оснований для применения названной нормы права.
Руководствуясь ст. 311, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Савёловского районного суда г. Москвы от 8 августа 2017 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении административного иска С.А. Алитдинова к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Сокол об отмене решения о регистрации М.С. Солёновой в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол по пятимандатному избирательному округу N 2 отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.