Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Гордеевой О.В., Пономарева А.Н.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
при секретаре Петрове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело по апелляционному представлению заместителя Савеловского межрайонного прокурора г. Москвы Бояршева В.В. и апелляционной жалобе заинтересованного лица Падериной А.В. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 8 августа 2017 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Алитдинова С.А. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Сокол от 26.07.2017 N 12/3 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол в городе Москве по пятимандатному избирательному округу N 2 Падериной А.В.,
УСТАНОВИЛА:
Алитдинов С.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Сокол от 26.07.2017 N 12/3 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол в городе Москве по пятимандатному избирательному округу N 2 Падериной А.В.
В обоснование требований административный истец указал, что решением Избирательной комиссии от 26.07.2017 года N 12/3 Падерина А.В., которая выдвинута избирательным объединением "Региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в городе Москве", была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол по пятимандатному избирательному округу N2. Вышеуказанное решение Избирательной комиссии, по мнению административного истца, подлежит отмене, поскольку имелись основания отказа в регистрации кандидата, предусмотренные п.п. "в", "в.1", "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Так, из представленных Падериной А.В. подписных листов следует, что сбор подписей производился не только кандидатом, но и иными лицами. Падерина А.В. для регистрации должна была представить список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, тогда как Падериной А.В. данный документ предоставлен не был. Кроме того для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол по пятимандатному избирательному округу N 2 Падериной А.В. среди прочего было предоставлено 20 подписей избирателей в поддержку ее выдвижения на 20 подписных листах. В подписных листах кандидат обязан указать место работы, занимаемую должность или род занятий, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. Представленные Падериной А.В. формы подписных листов отличаются от установленной Приложением 8 к Федеральному закону N 67 -ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", так как из указанной формы удалено слово "работающего". Таким образом, подписные листы, представленные Падериной А.В. в избирательную комиссию для регистрации кандидата в депутаты, оформлены с нарушением требований закона, нарушена форма подписного листа. Все вышеперечисленные факты нарушений при сборе подписей избирателей, по мнению истца, являются основанием для признания всех 20 подписей, представленных кандидатом, недействительными. Таким образом Падериной А.В. не представлено достаточного количества достоверных подписей в ее поддержку, в виду чего Избирательная комиссия должна была принять решение об отказе в регистрации Падериной А.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол по пятимандатному избирательному округу N2.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Алитдинов С.А. не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, обеспечил явку своего представителя по доверенности Савина И.А., который заявленные административные требования поддержал; представитель административного ответчика Косматых Е.Е. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований; заинтересованное лицо Падерина А.В. и ее представитель Карманов П.А. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционного представления и апелляционной жалобы просят заместитель межрайонного прокурора и заинтересованное лицо, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения заинтересованного лица Падериной А.В. и ее представителя Морозовой Е.С., представителя административного истца Алитдинова С.А. по доверенности Лазаревой О.И., представителя административного ответчика по доверенности Косматых Е.Е., выслушав заключение прокурора Артамоновой О.Н., полагавшего, что решение подлежит отмене, поскольку постановленопри неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела и при неправильном применении норм материального права, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления ( статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия ( статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу ( часть 10 статьи 239 КАС РФ).
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решением Московской городской избирательной комиссии от 28.08.2003 г. в редакции решения от 15.11.2012 г. полномочия избирательной комиссии муниципального образования были возложены на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Сокол.
Решением Совета депутатов муниципального округа Сокол от 20.06.2017 года N78/2- С были назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Сокол на 10 сентября 2017 года, указанное решение было опубликовано в бюллетене "Московский муниципальный вестник".
26.06.2017 г. решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Сокол был утвержден состав Рабочей группы для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол.
Решением комиссии от 26.06.2017 г. N 3/5 было определено минимальное количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата - 16 штук, максимальное - 20 штук.
Падерина А.В. решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Сокол от 26.07.2017 года N 12/3, была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол по пятимандатному избирательному округу N2.
В пункте "наименование основного места работы или службы, занимаемая должность или род занятий" заявления указано - временно неработающий.
Согласно подписным листам, представленным кандидатом в депутаты Падериной А.В. в избирательную комиссию для регистрации кандидата в депутаты, ею были собраны подписи в поддержку ее выдвижения избирательным объединением "Региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в городе Москве".
В нижней части подписных листов четыре из них удостоверены фио, нотариально не заверены.
Протоколом Рабочей группы об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов МО Сокол в г. Москве по пятимандатному избирательному округу N 2, - Падериной А.В. 1 подпись была признана недействительной.
Как следует из письменного подтверждения получения избирательной комиссией документов для выдвижения кандидата Падериной А.В. от 17.07.2017, территориальная избирательная комиссия приняла у нее документы, включая 20 подписных листов.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу, что вопреки требованию п.п.3 ч. 5 ст. 35 Избирательного кодекса г. Москвы, Падериной А.В. не был представлен список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, указанные обстоятельства являются достаточным основаниям для признания четырех подписей избирателей, предоставленных Падериной А.В., недействительными, таким образом кандидатом не набрано необходимое число подписей избирателей, необходимое для его регистрации, в связи с чем удовлетворил административное исковое заявление.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением представляются копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт в.1); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт д).
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Согласно положениям пункта 16 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе, а в случае, предусмотренном законом, - и в машиночитаемом виде. Законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Законом не может быть предусмотрено представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.
В соответствии с ч.5 ст. 35 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" для своей регистрации кандидат в депутаты Московской городской Думы, депутаты представительного органа местного самоуправления, на должность главы муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, одновременно следующие избирательные документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей). Протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде представляется, если в поддержку выдвижения кандидата собрано более 100 подписей избирателей; 3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Городской комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей). Представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется в случае, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры; 4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место); 5) первый финансовый отчет кандидата, а в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 62 настоящего Кодекса, - уведомление, предусмотренное частью 1 статьи 57 настоящего Кодекса; 6) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей); 7) при проведении выборов депутатов Московской городской Думы письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Из взаимосвязанных вышеприведенных положений закона следует, что требование о представлении в избирательную комиссию списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также списка указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Городской комиссией, установлено если сбор подписей производился в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы.
Таким образом, у Падериной А.В. отсутствовала обязанность представление документов указанных в п.3 ч. 5 ст. 35 Избирательного кодекса города Москвы.
Ссылки административного истца на нарушение Пандериной А.В. установленной формы подписного листа являются несостоятельными, поскольку представленные в материалах дела копии подписных листов, оригиналы которых обозревались судом, соответствуют форме подписного листа согласно приложения 8 к Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При таких данных, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда, что Падериной А.В. в нарушение п.5 ч.3 ст. 35 Избирательного кодекса города Москвы не был представлен список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а потому в силу части 2 статьи 310 КАС РФ решение об удовлетворении административного искового заявления подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 8 августа 2017 года отменить, принять по делу новое решение которым:
В удовлетворении административных исковых требований Алитдинова С.А. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Сокол об отмене решения от 26.07.2017 N 12/3 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол в городе Москве по пятимандатному избирательному округу N 2 Падериной А.В." - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.