Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Гордеевой О.В., Пономарева А.Н.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
при секретаре Бакулиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Алитдинова С.А. по доверенности Дубровиной Е.П. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 10 августа 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Алитдинова С.А. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве -муниципального округа Сокол об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Алитдинов С.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Сокол от 31.07.2017 г. N 14/13 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол в городе Москве по пятимандатному избирательному округу N 2 Махмутова О.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения.
В обоснование требований административный истец указал, что 31 июля 2017 года решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Сокол от 31.07.2017 года N 14/13 Махмутов О.В., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол по пятимандатному избирательному округу N 2. Вышеуказанное решение Избирательной комиссии, по мнению административного истца, подлежит отмене, поскольку имелись основания отказа в регистрации кандидата, предусмотренные подпунктами "б", "в", "в1", "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно: для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол по пятимандатному избирательному округу N 2 Махмутовым О.В. среди прочего было предоставлено 20 подписей избирателей на 5 подписных листах в поддержку его выдвижения. Среди предоставленных подписей имеются 4 подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Сокол по пятимандатному избирательному округу N2, по которому выдвинут кандидат Махмутов О.В.; в сведениях об избирателях ФИО (лист N1, подпись N1), ФИО (лист N3, подпись N2), ФИО (лист N3, подпись N4), ФИО (лист N5, подпись N3) в графе адрес места жительства указаны адреса, не включенные в границы пятимандатного избирательного округа N2, по которому выдвинут кандидат. Указанные адреса относятся к пятимандатному избирательному округу N1; в сведениях об избирателе ФИО (лист N5, подпись N3) указан год рождения **, соответственно его возраст на дату голосования (10 сентября) 17 или 18 лет. В случае, если его возраст на дату голосования 17 лет, подпись должна была быть признана недействительной в силу подпункта "б" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. В случае, если возраст ФИО. на дату голосования 18 лет, в подписном листе дополнительно должны были быть указаны число и месяц рождения. Так как эти данные не указаны, подпись должна была быть признана недействительной на основании подпункта 4 пункта 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы; также, во всех подписных листах, предоставленных Махмутовым О.В. в качестве основного места работы кандидата указано ***. Вместе с тем, в соответствии с предоставленной Махмутовым О.В. справкой N15-17 от 28.06.2017 г. полное наименование организации, в которой он осуществляет свою трудовую деятельность ***, краткое наименование - ***; в заявлении о согласии баллотироваться в качестве наименования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указаны ***. В соответствии с предоставленными копиями дипломов наименования организаций, осуществляющих образовательную деятельность ***. В связи с перечисленными нарушениями избирательная комиссия должна была принять решение об отказе в регистрации кандидата. Оспариваемое Решение N 14/13 нарушает пассивное избирательное право административного истца быть избранным депутатом Совета депутатов муниципального округа Сокол, гарантированное Конституцией Российской Федерации, так как допускает возможность участия в выборах гражданина, который стал зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол по пятимандатному избирательному округу N2, несмотря на наличие нарушений, препятствующих его регистрации.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Алитдинов С.А. не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, обеспечил явку своего представителя по доверенности Савина И.А., который заявленные административные требования поддержал; представитель административного ответчика Косматых Е.Е. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований; заинтересованное лицо Махмутов О.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Алитдинова С.А. по доверенности Лазаревой О.И., представителя административного ответчика по доверенности Косматых Е.Е., сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, не просивших об отложении слушания дела, выслушав заключение прокурора Артамоновой О.Н., полагавшего, что решение отмене или изменению не подлежит, поскольку постановленов соответствии с нормами материального и процессуального права, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления ( статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия ( статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу ( часть 10 статьи 239 КАС РФ).
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решением Московской городской избирательной комиссии от 28.08.2003 г. в редакции решения от 15.11.2012 г. полномочия избирательной комиссии муниципального образования были возложены на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Сокол.
26.06.2017 г. решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Сокол был утвержден состав Рабочей группы для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол.
Алитдинов С.А., выдвинутый в порядке самовыдвижения, решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве -муниципального округа Сокол N 12/23 от 26.07.2017 года был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол по пятимандатному избирательному округу N2.
31 июля 2017 г. Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Сокол N 14/13 был зарегистрирован Махмутов О.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол по пятимандатному избирательному округу N2, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Как следует из материалов дела, решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Сокол от 26.06.2017 г. N 3/5 было определено минимальное количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата - 16 штук, максимальное - 20 штук.
Махмутов О.В. для своей регистрации представил в избирательную комиссию документы, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (всего листов - 5, всего заявленных подписей - 20).
Рабочая группа проверила достоверность сведений, содержащихся в подписных листах кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол по многомандатному избирательному округу N2 Махмутова О.В. с использованием Государственной автоматизированной системы "Выборы", как следует из протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол в городе Москве по многомандатному избирательному округу N2 на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Сокол в городе Москве из представленных Махмутовым О.В. 20 подписей избирателей были исключены 4 подписи (л.д.64-65).
В подписных листах, представленных кандидатом в депутаты Махмутовым О.В., место работы кандидата указано ***. В соответствии с предоставленной Махмутовым О.В. справкой N15-17 от 28.06.2017 г. полное наименование организации, в которой он работает по основному месту работы указано ***, краткое наименование - ***. Махмутов О.В. назначен на должность директора ** приказом N** от 26 ноября 2012 года "О назначении директора ***"(л.д.32).
В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол по многомандатному избирательному округу N2 Махмутов О.В. в графе сведения о профессиональном образовании в качестве наименования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указаны ***. В соответствии с предоставленными копиями дипломов наименования организаций, осуществляющих образовательную деятельность ***.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку указанные административным истцом нарушения при принятии решения о регистрации кандидата Махмутова О.В. не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения данного дела, поскольку подписи избирателей, полученные с нарушениями закона, были исключены, указание кандидатом в качестве места работы аббревиатуры "Москомспорт" не является нарушением избирательного закона, кроме того, комиссией были получены сведения с места обучения кандидата, которые соответствуют действительности.
Данные выводы суда мотивированы и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением представляются копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт в.1); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт д).
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Согласно положениям пункта 16 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе, а в случае, предусмотренном законом, - и в машиночитаемом виде. Законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Законом не может быть предусмотрено представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.
Согласно ч.6 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ недействительными признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
Согласно ч.6 ст. 4 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" активным избирательным правом обладает избиратель, место жительства которого находится на территории соответствующего избирательного округа.
В соответствии с ч.12 ст. 34 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Согласно ч.5 ст. 37 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" в результате проверки подписи могут быть признаны достоверными, недостоверными и (или) недействительными. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.
В соответствии с ч.5 ст. 35 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" для своей регистрации кандидат в депутаты Московской городской Думы, депутаты представительного органа местного самоуправления, на должность главы муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, одновременно следующие избирательные документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей). Протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде представляется, если в поддержку выдвижения кандидата собрано более 100 подписей избирателей; 3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Городской комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей). Представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется в случае, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры; 4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место); 5) первый финансовый отчет кандидата, а в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 62 настоящего Кодекса, - уведомление, предусмотренное частью 1 статьи 57 настоящего Кодекса; 6) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей); 7) при проведении выборов депутатов Московской городской Думы письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
При таких данных суд первой инстанции правомерно отклонил заявленные Алитдиновым С.А. требования о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Сокол от 31.07.2017 года N 14/13 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол по пятимандатному избирательному округу N2 Махмутова О.В.
Судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ; материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Выводы суда не противоречат материалам дела и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает, не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 10 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Алитдинова С.А. по доверенности Дубровиной Е.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.