Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.Н. Пономарёва, О.В. Гордеевой, при секретаре А.В. Бакулиной, с участием прокурора О.Н. Артамоновой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе В.И. Аверина на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 7 августа 2017 года по административному иску В.И. Аверина к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Москворечье-Сабурово (Избирательная комиссия) об отмене решения о регистрации А.С. Абдурахмановой в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Москворечье-Сабурово по многомандатному избирательному округу N 1
установила:
В.И. Аверин обратился в суд с указанным выше административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Москворечье-Сабурово, полагая незаконным решение о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Москворечье-Сабурово по многомандатному избирательному округу N 1 А.С. Абдурахмановой (в дальнейшем - кандидата), поскольку она нарушила действующее законодательство о выборах, в частности, подписные листы не оплачены за счёт средств избирательного фонда, изготовлены рукописно, все даты проставлены не избирателями, а выполнены одной рукой, данные избирателей получены из базы данных поликлиники, где А.С. Абдурахманова работает ***, сфальсифицированы, поскольку 19 и 20 июля 2017 года, когда осуществлялся сбор подписей, А.С. Абдурахманова работала. Закон не допускает сбор подписей на рабочем месте.
Допущенные нарушения закона, по мнению административного истца, влекут аннулирование решения о регистрации А.С. Абдурахмановой в качестве кандидата.
Решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 7 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе В.И. Аверина ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии В.И. Аверин доводы апелляционной жалобы поддержал.
Председатель Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Москворечье-Сабурово - О.А. Мельникова. представитель Мосгоризбиркома М.А. Рыкунов, по доверенности от 17 января 2017 года, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель А.С. Абдурахмановой, по доверенности от 5 августа 2017 года, В.С. Смирнов просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие А.С. Абдурахмановой, извещённой о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав В.И. Аверина, председателя Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Москворечье-Сабурово, представителя Мосгоризбиркома, представителя А.С. Абдурахмановой, заключение прокурора О.Н. Артамоновой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Частью 2 названной нормы права установлено, что суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
С учётом приведённых законоположений и требований ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд верно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Решением Совета депутатов муниципального округа Москворечье-Сабурово назначены выборы депутатов на 10 сентября 2017 года.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Москворечье-Сабурово от 27 июля 2017 года А.С. Абдурахманова зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты на муниципальные выборы депутатов по многомандатному избирательному округу N 1 в порядке выдвижения Всероссийской политической партией "Родина".
В.И. Аверин как кандидат в депутаты по тому же избирательному округу просил признать решение о регистрации А.С. Абдурахмановой в качестве кандидата незаконным, ссылаясь на нарушение ею требований закона, перечень которых приведён выше в описательной части апелляционного определения.
Из заявления А.С. Абдурахмановой в Избирательную комиссию, в котором она дала своё согласие баллотироваться кандидатом, усматривается, что она сообщила о себе все необходимые сведения, достоверность которых никем не оспаривается.
В деле имеются сведения о составе рабочей группы Избирательной комиссии, её утверждении в установленном законом порядке (л.д. 11, 21, 22), протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов А.С. Абдурахмановой от 27 июля 2017 года (л.д. 23), согласно которому только 1 из 25 подписей признана недействительной, то есть количество представленных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Причиной недостоверности подписи *** явилось то, что она не обладает активным избирательным правом - не проживает на территории Избирательной комиссии (л.д. 31).
Все подписные листы изготовлены рукописным способом, что не противоречит требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и соответствует его подп. "д" п. 6.4 ст. 38, согласно которому сведения об избирателей, подписавших подписной лист, должны быть внесены в подписной лист рукописным способом и не карандашом.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к выводу, что форма подписного листа А.С. Абдурахмановой соблюдена, подписные листы изготовлены за счёт средств избирательного фонда кандидата в сумме 350 р., что подтверждается первым финансовым отчётом и расходным кассовым ордером, признаков недостоверности подписей всех избирателей не имеется, а утверждения об обратном основаны только на предположении административного истца, порядок сбора подписей не нарушен, для регистрации в качестве кандидата применительно к ч. 2 ст. 37 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" должно быть представлено от 22 до 27 подписей избирателей, А.С. Абдурахмановой представлено 25 подписей, что соответствует установленному законом ограничению: выше минимального и ниже максимального числа подписей.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого постановления.
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Однако указаний на нарушения, которые применительно к п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" влекут признание решения о регистрации А.С. Абдурахмановой незаконным, в административном иске и в апелляционной жалобе не содержится.
Утверждения в апелляционной жалобе о том, что административным истцом заявлены "убедительные обстоятельства, со всей очевидностью указывающие на нарушения в представленных А.С. Абдурахмановой подписных листах", не могут быть приняты во внимание, так как не подтверждены какими-либо доказательствами.
Нельзя согласиться и с доводами апелляционной жалобы о том, что суд должен был оказать содействие в истребовании и представлении доказательств, так как все документы, по поводу которых возник спор, были представлены суду первой инстанции. Правовых оснований для назначения экспертизы по настоящему делу не имелось, так как в силу подп. "п" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Такие названные в законе основания, влекущие удовлетворение административного иска, по настоящему делу не установлены, поскольку официальная справка управления по вопросам миграции не опровергает достоверности сведений, указанных в подписных листах, а административный истец в отношении избирателей, поставивших свои подписи в поддержку А.С. Абдурахмановой, не представил сведений, ставящих под сомнение их волеизъявление в поддержку данного кандидата, а также сбор подписей на рабочем месте А.С. Абдурахмановой.
Являются голословными и утверждения в апелляционной жалобе о нарушении А.С. Абдурахмановой порядка сбора подписей.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 7 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.