Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Юдиной А.М., Шаровой О.Г.,
при секретаре Арефьевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 25 апреля 2017 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Сквош Контракшн энд Девелопмент", открытого акционерного общества "Технопарк "Орбита" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной рыночной стоимости по состоянию на дату внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 5226,90 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 ноября 2015 года в размере 258 077 133 (двести пятьдесят восемь миллионов семьдесят семь тысяч сто тридцать три) рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 20 058 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 ноября 2015 года в размере 1 009 172 594 (один миллиард девять миллионов сто семьдесят две тысячи пятьсот девяносто четыре) рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 1431,60 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 ноября 2015 года в размере 48 396 824 (сорок восемь миллионов триста девяносто шесть тысяч восемьсот двадцать четыре) рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 10,90 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 ноября 2015 года в размере 339 671 (триста тридцать девять тысяч шестьсот семьдесят один) рубль.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 7531,60 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 ноября 2015 года в размере 345 467 094 (триста сорок пять миллионов четыреста шестьдесят семь тысяч девяносто четыре) рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 59,30 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 19 ноября 2015 года в размере 2 983 544 (два миллиона девятьсот восемьдесят три тысячи пятьсот сорок четыре) рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 17 920,90 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 19 ноября 2015 года в размере 901 649 274 (девятьсот один миллион шестьсот сорок девять тысяч двести семьдесят четыре) рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 10,60 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кулакова, д.20, корп.1, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 19 ноября 2015 года в размере 330 322 (триста тридцать тысяч триста двадцать два) рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 56,10 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 19 ноября 2015 года в размере 2 822 544 (два миллиона восемьсот двадцать две тысячи пятьсот сорок четыре) рубля.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, расположенных по адресу: ****, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки, то есть по 31 декабря 2016 года.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, **** считать дату обращения представителя общества с ограниченной ответственностью "Сквош Контракшн энд Девелопмент" и открытого акционерного общества "Технопарк "Орбита" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 24 октября 2016 года",
УСТАНОВИЛА:
ООО "Сквош Контракшн энд Девелопмент" и ОАО "Технопарк "Орбита" обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просили установить кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: ****: по состоянию на 20 ноября 2015 года - с кадастровым номером **** площадью 5226,90 кв.м - в размере 258 077 133 руб., с кадастровым номером **** площадью 20058 кв.м - в размере 1 009 172 594 руб., с кадастровым номером **** площадью 1431,60 кв.м - в размере 48 396 824 руб., с кадастровым номером **** площадью 10,90 кв.м - в размере 339 671 руб., с кадастровым номером **** площадью 7531,60 кв.м - в размере 345467094 руб.; по состоянию на 19 ноября 2015 года - с кадастровым номером **** площадью 59,30 кв.м - в размере 2 983 544 руб., с кадастровым номером **** площадью 17920,90 кв.м - в размере 901 649 274 руб., с кадастровым номером **** площадью 10,60 кв.м - в размере 330 322 руб., с кадастровым номером **** площадью 56,10 кв.м - в размере 2 822 544 руб .
В обоснование требований административные истцы указали, что по результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости установлена кадастровая стоимость нежилых помещений , собственниками которых являются административные истцы, в размере: с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, **** по состоянию на 20 ноября 2015 года - 265 611 718,47 руб., 1 019 273 345,40 руб., 72 748 615,08 руб., 553 897,67 руб., 382 728 045,08 руб. соответственно; с кадастровыми номерами ****, ****, ****, **** по состоянию на 19 ноября 2015 года - 3 013 406,59 руб., 910 673 830,67 руб., 538652,78 руб., 2 850 794,43 руб. соответственно.
Установленная кадастровая стоимость нежилых помещений , по мнению административных истцов, является завышенной .
Судом постановленоуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административных истцов, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ООО "Сквош Контракшн энд Девелопмент" является собственником нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: ****: с кадастровым номером **** площадью 7 531,6 кв.м.
ОАО "Технопарк "Орбита" на праве собственности принадлежат нежилые помещения в том же здании: с кадастровыми номерами **** площадью 56,10 кв.м, **** площадью 59,3 кв.м, **** площадью 10,9 кв.м, **** площадью 10,60 кв.м, **** площадью 1 431,60 кв.м, **** площадью 20 058 кв.м, **** площадью 5 226,90 кв.м, **** площадью 17 920,90 кв.м.
На государственный кадастровый учет нежилые помещения с кадастровыми номерами ****, ****, ****, **** поставлены 19 ноября 2015 года, нежилые помещения с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, **** - 20 ноября 2015 года.
Кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, **** утверждена в размере 382 728 045,08 руб., 2 850 794,43 руб., 910 673 830,67 руб., 265 611 718,47 руб., 1 019 273 345, 40 руб., 72 748 615,08 руб., 538 652,78 руб., 553 897,67 руб., 3 013 406,59 руб. соответственно.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчет об оценке от 27 июля 2016 года, подготовленный ООО "ППО-КОНСАЛТ".
На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения .
Определением суда от 10 марта 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО " **** " .
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 11 апреля 2017 года отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость по состоянию на 20 ноября 2015 года рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, **** составит 258 077 133 руб., 1 009 172 594 руб., 48 396 824 руб., 339 671 руб., 345 467 094 руб. соответственно. По состоянию на 19 ноября 2015 года рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ****, ****, ****, **** составит 2 983 544 руб., 901 649 274 руб., 330 322 руб., 2 822 544 руб. соответственно.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Также иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 25 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.