Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.Н. Пономарёва и Р.Б. Михайловой, при секретаре Г.Т. Агаевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе представителя Б.Э. Бродского - К.Б. Кузнецова на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2017 года по административному иску Б.Э. Бродского к Департаменту городского имущества г. Москвы об оспаривании решения об отказе в изменении вида разрешённого землепользования
установила:
Б.Э. Бродский обратился в суд с указанным выше административным иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, ссылаясь на незаконность отказа в изменении вида разрешённого землепользования земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, в котором он проживает.
Административный истец полагал, что строительство жилого дома окончено, а следственно вид разрешённого землепользования "строительство жилого дома со встроенными помещениями и подземной стоянкой" должен быть изменён путём указания на "эксплуатацию жилого дома".
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представителя Б.Э. Бродского - К.Б. Кузнецова ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель Б.Э. Бродского - К.Б. Кузнецов, по доверенности от 5 июля 2016 года, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Б.Э. Бродского, Департамента городского имущества г. Москвы, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Б.Э. Бродского, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В соответствии с этим согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд верно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Б.Э. Бродский является собственником квартиры в многоквартирном доме ***.
Разрешённым видом землепользования земельного участка по указанному адресу является "строительство жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой".
20 апреля 2016 года Б.Э. Бродский обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением об изменении вида разрешённого землепользования указанного земельного участка, ссылаясь на то, что дом, в котором ему принадлежит квартира на праве собственности, уже построен.
Решением Департамента городского имущества г. Москвы, доведённым до Б.Э. Бродского в форме письма от 25 мая 2016 года в предоставлении указанной государственной услуги отказано в соответствии с п. 2.10.1.2 Административного регламента, утверждённого Постановлением Правительства г. Москвы 15 мая 2012 года N 199-ПП, поскольку границы земельного участка с кадастровым номером *** по указанному адресу, сформированного для строительства жилого дома, не соответствуют утверждённому проекту межевания территории. При этом заявителю предоставлена информация об утверждённых проектах межевания территории на официальном сайте http ://ealas .mos .ru , а также разъяснён порядок изменения границ земельных участков.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к выводу о том, что правовых оснований для изменения вида разрешённого землепользования земельного участка по заявлению Б.Э. Бродского не имелось.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтверждённым имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого судебного акта.
Пунктом 2.10.1.2 названного Административного регламента установлено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами и нормативными правовыми актами города Москвы.
При определении указанных оснований судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона (часть 3).
В развитие приведённых конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1).
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Классификатор видов разрешённого использования земельных участков утверждён в Приложении к Приказу Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540 и предусматривает, в частности, жилую застройку, для индивидуального жилищного строительства, многоэтажная жилая застройка.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
При этом ч. 3, ч. 4 ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3).
Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов относится к основным принципам законодательства в градостроительной деятельности (п. 7 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ).
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешённого использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 4 п. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ определено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Порядок землепользования и застройки включает в себя градостроительный регламент (подп. 3 п. 2 ст. 30 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учётом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определённых документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ).
В силу подп. 1 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов, в частности, проект межевания территории, утверждённый в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (подп. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 1, п. 9 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определённой правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Самостоятельный же выбор правообладателем основных и вспомогательных видов разрешённого использования земельных участков возможен лишь в соответствии с градостроительным регламентом (части 3, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации), который применительно к земельному участку, на котором построен многоквартирный дом, где Б.Э. Бродскому на праве собственности принадлежит жилое помещение, такой возможности не допускает, поскольку испрашиваемый вид разрешённого использования в нём не обозначен.
Таким образом, правила землепользования и застройки, включающие в себя градостроительный регламент, установленный с учётом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, обусловливают подготовку проекта межевания территории. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом заинтересованные лица наделены правом по приведению в соответствие с проектом межевания границ земельного участка, об изменении вида разрешённого землепользования которого поставлен вопрос по настоящему делу в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утверждённым Приложением 21 к упомянутому выше постановлению Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП. В случае, если заинтересованные лица не воспользуются указанным правом, изменение вида разрешённого землепользования будет противоречить градостроительному и техническому регламенту, а следовательно, противоречащим названным выше нормам федерального закона.
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что данное право административному истцу было разъяснено в оспариваемом решении Департамента городского имущества г. Москвы.
При этом отказ в изменении вида разрешённого землепользования как было указано выше, не препятствует использованию названного земельного участка, так как в отношении него не установлен срок приведения в соответствие с градостроительным регламентом.
Следовательно, является правильным и вывод суда о том, что права административного истца Департаментом городского имущества г. Москвы не нарушены.
Изложенное доводы апелляционной жалобы не учитывают, а потому не могут служить правовым основанием для отмены или изменения решения суда.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Департаментом городского имущества г. Москвы доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства того, что обжалуемое решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, Б.Э. Бродский не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 9 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.