Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В.,
судей Пономарёва А.Н., Гордеевой О.В.,
при секретаре Бакулиной А.В.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. административное дело по апелляционной жалобе административного истца Абрамова Ю.И. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 7 августа 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Абрамова Ю.И. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Строгино о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Строгино по многомандатному избирательному округу N2 Рыжениной О.В.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Совета депутатов муниципального округа Строгино на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Строгино.
Полномочия избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Строгино возложены на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Строгино (решение Московской городской избирательной комиссии от 28 августа 2003 года N ... ).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Строгино от 20 июля 2017 г. Рыженина О.В. зарегистрирована кандидатам в депутаты Совета депутатов муниципального округа Строгино в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2.
Абрамов Ю.И., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по тому же округу, просил суд признать незаконным решение о регистрации вышеназванного кандидата в депутаты, указывая на недостоверность сведений о месте работы кандидата и на отсутствие необходимого количества достоверных и действительных подписей избирателей, поданных в поддержку выдвижения кандидата Рыжениной О.В., полагал, что нарушена форма подписного листа.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 7 августа 2017 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Абрамова Ю.И. ставится вопрос об отмене решения суда.
Административный истец Абрамов Ю.И. и его представитель Рыбин А.В. в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Строгино Афанасьева С.С., Карасева С.А. по доверенности возражали против удовлетворения жалобы, по мотивам, изложенным в отзыве.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица Рыжениной О.В. , извещённ ой о времени и месте судебного заседания, не сообщивш ей о причинах своей неявки, и не представивш ей доказательства уважительности этих причин .
Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны, заключение прокурора Артамоновой О.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 30 июня 2017 года Рыженина О.В. представила в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Строгино документы по выдвижению ее кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Строгино по многомандатному избирательному округу N2 в порядке самовыдвижения, указав в заявлении о согласии баллотироваться сведения о месте работы в Региональной общественной организации "За достойную жизнь каждого", а также подтвердила, что является многодетной матерью.
12 июля 2017 г. Рыженина О.В. сдала документы для регистрации ее кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Строгино, в том числе первый финансовый отчет, подписные листы с подписями, экземпляра протокола об итогах сбора подписей.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Строгино от 20 июля 2017 г. Рыженина О.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Строгино в г. Москве по многомандатному округу N2.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что Рыженина О.В. не представляла о себе недостоверных сведений, которые могли бы служить основанием для признания подписных листов недействительными и отказа в регистрации кандидата в депутаты, признав несущественными нарушения формы подписных листов.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон), иным законом ( пункт 1 статьи 32 Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Аналогичное положение содержится и в части 1 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Перечень документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования, установлен статьей 35 Избирательного кодекса города Москвы.
Кандидату, который изъявил желание участвовать в выборах на должность депутата Совета депутатов муниципального образования в порядке самовыдвижения, необходимо для регистрации представить в числе прочих следующие документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата ( пункт 2 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы), протокол об итогах сбора подписей избирателей ( пункт 2 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы), первый финансовый отчет кандидата ( пункт 8 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы).
Согласно пункту 4 части 6 статьи 34 Избирательного кодекса г. Москвы, в каждом подписном листе среди сведений о кандидате должно быть указано место работы или службы, занимаемая должность.
Эти требования законодательства кандидатом Рыжениной О.В. соблюдены.
Так, при подаче документов в избирательную комиссию ей представлено удостоверение многодетной матери, справка с места работы, согласно которой он работает в должности руководителя направления по работе с многодетными матерями и матерями одиночками в Региональной общественной организации "За достойную жизнь каждого", в подписных листах сведения о кандидате приведены в соответствии с требованиями закона.
Суд правомерно отклонил довод истца Абрамова Ю.И. о том, что Региональная общественная организация "За достойную жизнь каждого", о которой указывает Рыженина О.В. как о месте своей работы, прекратила свою деятельность в 2016 году в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Установлено, что в избирательную комиссию был представлен протокол N1 от 15 марта 2016 года общего собрания учредителей, из которого следует, что Региональная общественная организация "За достойную жизнь каждого" создается без образования юридического лица, что не противоречит статье 18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях", согласно которой общественное объединение считается созданным, осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные указанным Федеральным законом, с момента принятия решения о его создании.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы в подписном листе не должен быть указан полный адрес кандидата, а также ссылка на отсутствие сведений о районе места жительства кандидата и избирателей, по мнению судебной коллегии, не препятствует однозначному восприятию это информации с учетом фактических особенностей места жительства кандидата (избирателей), не повлекло нарушения принципов объективности, достоверности и равенства кандидатов на выборах.
Все эти сведения были предметом проверки на заседании рабочей группы избирательной комиссии.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение основано на вышеприведённых нормативных правовых актах, регулирующих спорные отношения.
В то же время административным истцом не доказан факт нарушения его прав.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 7 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.