Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.Н. Пономарёва, О.В. Гордеевой, при секретаре Д.Б. Сангаджиевой, с участием прокурора О.Н. Артамоновой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе Ю.А. Урсу на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 9 августа 2017 года по административному иску Ю.А. Урсу к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Орехово-Борисово Северное (Избирательная комиссия) об отмене решения о регистрации в качестве кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу N 2
установила:
Ю.А. Урсу обратился в суд с указанным выше административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Орехово-Борисово Северное, полагая незаконным решение о регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное по многомандатному избирательному округу N 2 М.А. Мащенко (в дальнейшем - кандидат), поскольку нарушено действующее законодательство, в частности, в подписных листах неверно отражено название партии от которой она выдвигается: Политическая партия "Коммунистическая партия Коммунисты России" вместо "Московское городское отделение Политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России".
Решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 9 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Ю.А. Урсу ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии Ю.А. Урсу и его представитель М.И. Биджев, допущенный к защите по заявлению административного истца в соответствии с протокольным определением судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Председатель Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Орехово-Борисово Северное - В.А. Горелов, и представитель административного ответчика И.Г. Локшина, по доверенности от 16 марта 2017 года, просили решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица М.А. Мащенко, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав Ю.А. Урсу и его представителя, председателя и представителя Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Орехово-Борисово Северное, заключение прокурора О.Н. Артамоновой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Частью 2 названной нормы права установлено, что суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В соответствии с этим суд согласно ч. 3 ст. 62 КАС РФ верно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Решением Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Северное от 19 июня 2017 года назначены выборы депутатов на 10 сентября 2017 года.
М.А. Мащенко решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Орехово-Борисово Северное от 31 июля 2017 года зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты на муниципальные выборы депутатов по многомандатному избирательному округу N 2.
Ю.А. Урсу, зарегистрированный в качестве кандидата по тому же избирательному округу, просил признать решение о регистрации М.А. Мащенко незаконным по приведённым в описательной части настоящего апелляционного определения основаниям.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к выводу, что названные административным истцом обстоятельства подтверждаются исследованными доказательствами, однако не влекут признание оспариваемого решения Избирательной комиссии незаконным.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтверждённым имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого постановления.
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", - " Исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов)".
Таким образом, правовыми основаниями для удовлетворения административного иска о признании незаконным решения о регистрации кандидата применительно к содержанию спорных правоотношений являются указанные в п. 24 ст. 38 названного Закона основания отказа в регистрации кандидата.
Между тем таких оснований, влекущих удовлетворение административного иска, по настоящему делу не установлено.
Судебная коллегия принимает во внимание, что согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
Разъясняя данные законоположения, в п. 30 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 указано, что правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьёй 37 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ.
В соответствии с этим суд правильно исходил из того, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону (п. 8 ст. 37 названного Закона).
В пункте 1.1 Методических рекомендации по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 13 июня 2012 г. N 128/986-6) даны чёткие разъяснения, согласно которым в целях единообразного применения норм законодательства участниками избирательного процесса, соблюдения равенства кандидатов избирательная комиссия, организующая выборы, может принять акт, в котором системно изложить процедуры, связанные со сбором подписей, приёмом и проверкой подписных листов, установить или рекомендовать (зависит от законодательного регулирования) формы представляемых документов.
В случае если закон обязывает комиссию, организующую выборы, установить какую-либо форму, то она будет обязательной для кандидата. В ином случае избирательная комиссия может рекомендовать единую форму, но отклонение от этой формы, при условии указания в документе всех предусмотренных законом сведений, не будет являться нарушением.
В подписных листах кандидат М.А. Мащенко указала, что она выдвинута Политической партией "Коммунистическая партия Коммунисты России"
При таком положении обнаруженное расхождение указанного наименования с "Московским городским отделением Политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России" не является основанием для признания подписных листов недействительными, так как не свидетельствует о неполноте или недостоверности представленной информации.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Наряду с политической партией государственной регистрации подлежат и её отделения. Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии (п. 1, п. 4 ст. 15 названного Закона N 95-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 23 гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания.
Следовательно, избиратели, подписавшие избирательные листы, не могли быть введены в заблуждение относительно того, что М.А. Мащенко является членом Политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России" и состоит в одном региональной отделении данной политической партии - "Московское городское отделение Политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России".
Доводы жалобы о том, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права не содержат ссылок на конкретные обстоятельства, а потому не могут быть признаны обоснованными.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 9 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.