Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В.,
судей Пономарёва А.Н., Гордеевой О.В.,
при секретаре Сангаджиевой Д.Б.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. административное дело по апелляционной жалобе административного истца Саркисяна П.С. на решение Перовского районного суда г. Москвы от 15 августа 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Саркисяна П.С. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Новогиреево о признании незаконными действий (бездействий),
УСТАНОВИЛА:
постановлением Совета депутатов муниципального округа Новогиреево на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Новогиреево.
Полномочия избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Новогиреево возложены на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Новогиреево (решение Московской городской избирательной комиссии от 10 декабря 2015 года N ... ).
Решением Московской городской избирательной комиссии от 25 мая 2017 года N ... Дуравкина П.И. назначена на должность председателя избирательной комиссии района Новогиреево (л.д. 12).
На должность секретаря указанной избирательной комиссии избран Леончик С.С., что подтверждается решением от 22 декабря 2015 года N ... (л.д. 14).
Саркисян П.С., являясь членом избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Новогиреево с правом совещательного голоса, 31 июля 2017 года устно обратился к избирательную комиссию с просьбой предоставить ему для ознакомления подписные листы, представленные кандидатами, но получил отказ. Со всеми документами ему позволил ознакомиться только 8 августа 2017 года, что привело к нарушению его прав, в связи с чем просил суд признать действия (бездействия) секретаря и председателя избирательной комиссии незаконными и отреагировать на нарушения закона путем вынесения частного определения.
Решением Перовского районного суда г. Москвы от 15 августа 2017 года Саркисяну П.С. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Саркисян П.С. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об удовлетворении требований.
В судебном заседании административный истец Саркисян П.С. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Председатель избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Новогиреево Дуравкина П.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы административного дела, выслушав представителей административного ответчика, заключение прокурора Артамоновой О.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации ( пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон)
Согласно пункта 4 статьи 20 этого же Закона комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
В соответствии с п одпунктом "г" пункта 23 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
В порядке статей 20, 23, 26 Закона, а также статей 15, 18 Избирательного кодекса г. Москвы территориальная избирательная комиссия 22 декабря 2015 года утвердила Регламент, которые предусматривает порядок ознакомления членов комиссии с документами и материалами комиссии и получения соответствующих копий этих документов.
Регламентом предусмотрено, что письменное заявление члена избирательной комиссии об ознакомлении с документами и материалами подлежит рассмотрению председателем избирательной комиссии в течение трех рабочих (статья 91).
Статьей 92 Регламента утверждено время для ознакомления с документами и материалами.
3 августа 2017 года Саркисян П.С., являясь членом избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Новогиреево с правом совещательного голоса, обратился к председателю избирательной комиссии с просьбой о предоставлении документов.
8 августа 2017 года административный истец был ознакомлен с запрашиваемыми документами , что подтверждается актом (л.д. 18-19).
Изложенное свидетельствует об отсутствии нарушений закона со стороны избирательной комиссии.
Не могут изменить правовую судьбу обжалуемого решения доводы об обращении Саркисяна П.С. в избирательную комиссию 31 июля 2018 года, поскольку устные обращения об ознакомлении с документами не зафиксированы.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание аудиозапись разговоров, о которой заявляет Саркисян П.С., когда такое доказательство не относиться к допустимым доказательствам, подтверждающим факт обращения в избирательную комиссию, так как не соответствуют требованиям статьи 61 КАС РФ.
Вопреки доводам жалобы из материалов дела не следует, что кем-либо из должностных лиц избирательной комиссии созданы препятствия в ознакомлении с документами.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано соблюдение избирательного законодательства.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Перовского районного суда г. Москвы от 15 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.