Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В.,
судей Пономарёва А.Н., Гордеевой О.В.,
при секретаре Емельяновой М.А.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. административное дело по апелляционной жалобе административного истца Крупченко И.А. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 14 августа 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Крупченко И.А. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Сокол об отмене решения от 1 августа 2017 года об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛА:
Крупченко И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Сокол об отмене решения от 1 августа 2017 года N ... об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты, мотивируя свои требования тем, что правовые основания для принятия оспариваемого решения отсутствовали, вывод комиссии о недостоверности представленных подписей избирателей противоречит действующему законодательству.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Крупченко И.А.
В заседание судебной коллегии представитель административного истца Крупченко И.А. по доверенности Карелин В.В. явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Сокол Косматых Е.Е. по доверенности просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, заключение прокурора Артамоновой О.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Установлено, что решением Совета депутатов муниципального округа Сокол на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Сокол.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Сокол от 1 августа 2017 года N ... Крупченко И.А. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол в г. Москве по пятимандатному округу N 1 по основаниям, предусмотренным 9 ч. 7 ст. 37 и п. 5 ч. 20 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Крупченко И.А. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением об отмене вышеуказанного решения, полагая, что проверка подписей в поддержку выдвижения его кандидатом не выявила недостоверных данных, в связи с чем позиция избирательной комиссии не согласуется с предписаниями Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон).
Согласно пункту 1 статьи 38 Закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 данного Федерального закона), иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с пунктом 17 этой же статьи.
В силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.
Аналогичная норма закреплена в пп. 8 п. 7 ст. 37 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. N38 "Избирательный кодекс города Москвы".
Согласно пункту 12 статьи 37 названного федерального закона каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Согласно пп. 5 п. 20 ст. 37 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. N38 "Избирательный кодекс города Москвы" основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Из материалов дела усматривается, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол в г. Москве, в соответствии с решением избирательной комиссии от 26 июля 2017 года составляет 16 подписей.
По результатам проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Крупченко И.А., проведенной 26 июля 2017 года рабочей группой, из 20 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, признаны недостоверными (недействительными) - 20 подписей.
Судом достоверно установлено, что из 20 подписей избирателей, представленных истцом в избирательную комиссию, недействительными (недостоверными) являются 20 подписей, поскольку данные подписные листы не заверены лицом, осуществляющим сбор подписей; наименование представительного органа муниципального образования в подписных листах не соответствует Уставу муниципального округа Сокол; отсутствуют сведения о занимаемой кандидатом должности по месту работы; отсутствуют сведения о гражданстве и ИНН кандидата в депутаты.
Таким образом, выявленное в ходе проверки количество подписей избирателей, признанных недействительными, составило более 10% от числа подписей, подлежащих проверке.
При таких обстоятельствах суд справедливо расценил законным и обоснованным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Сокол от 1 августа 2017 года N ... Крупченко И.А. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Сокол в г. Москве по пятимандатному округу N 1.
Учитывая формальный характер требований избирательного законодательства, судебная коллегия находит доводы о несущественности нарушений необоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что избирательная комиссия не предоставила кандидату возможности исправить выявленные недостатки, в то время как другим кандидатам в депутаты такое право было предоставлено, не могут являться основанием для отмены состоявшегося решения, так как не опровергают выводов суда о недостоверности (недействительности) предоставленных административным истцом подписей избирателей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы в материалах дела имеются сведения об извещении Крупченко И.А. о времени и месте заседания избирательной комиссии, у него имелось достаточное время для подготовки к заседанию.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано соблюдение избирательного законодательства.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 14 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.