Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.Н. Пономарёва, О.В. Гордеевой, при секретаре М.А. Емельяновой, с участием прокурора О.Н. Артамоновой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе В.М. Рязанского на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 августа 2017 года по административному иску В.М. Рязанского к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Пресненский (Избирательная комиссия) об отмене решения о регистрации Д.Д. Силенка в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Пресненский по многомандатному избирательному округу N 3
установила:
В.М. Рязанский обратился в суд с указанным выше административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Пресненский, полагая незаконными решение о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Пресненский по многомандатному избирательному округу N 3: Д.Д. Силенка (в дальнейшем - кандидат), поскольку он нарушил действующее законодательство о выборах, в частности, собрал подписи в свою поддержку по окончании установленного законом срока.
Допущенные нарушения закона, по мнению административного истца, влекут аннулирование решения о регистрации Д.Д. Силенка в качестве кандидата.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 17 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе В.М. Рязанского ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии В.М. Рязанский доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Пресненский - В.Н. Цохуров, Д.Д. Силенок решение суда просили оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав В.М. Рязанского, представителя Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Пресненский, Д.Д. Силенка, заключение прокурора О.Н. Артамоновой, полагавшей решение суда незаконным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Частью 2 названной нормы права установлено, что суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
Таким образом, процессуальные нормы допускают возможность отказывать в удовлетворении административного иска лишь в случае, когда установлено отсутствие нарушений законодательства о выборах.
Эти требования закона судом первой инстанции нарушены, кроме того, суд неправильно применил нормы КАС РФ к отношениям, связанным с исчислением сроков по делам о защите избирательных прав.
Согласно п. 9 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.
В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом (п. 1 ст. 37 названного Федерального закона).
Статьёй 20 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" установлено, что выдвижение кандидатов начинается за 60 дней до дня выборов и заканчивается за 30 дней до дня выборов.
Настоящий Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Поскольку порядок сбора подписей урегулирован законодательством г. Москвы, суду следовало руководствоваться последним и соответствующими нормами Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Из материалов дела усматривается, что решением Совета депутатов муниципального округа Пресненский назначены выборы депутатов на 10 сентября 2017 года. Данное решение опубликовано 24 июня 2017 года, что применительно к ч. 1 ст. 29 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" определяет период сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
Так, согласно названной норме права выдвижение кандидатов на должность Мэра Москвы, муниципальных списков кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидатов на должность главы муниципального образования, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения данных кандидатов, муниципальных списков кандидатов и реализации иных форм поддержки их выдвижения осуществляются в течение 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Согласно ч. 2 ст. 29 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" выдвижение кандидатов в депутаты Московской городской Думы, кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам начинается не ранее дня официального опубликования соответствующей схемы избирательных округов. Предусмотренное настоящей частью выдвижение кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку их выдвижения осуществляются в течение 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Пунктом 1 ст. 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днём, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
Установление порядка исчисления сроков нормами законодательства о выборах подтверждено Определением Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. N 1074-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Нестяка Вячеслава Степановича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При таком положении и учитывая, что днём официального опубликования решения о назначении выборов является 24 июня 2017 года, а действия по сбору подписей избирателей в поддержку выдвижения должно осуществляться со дня наступления указанного события - 24 июня 2017 года, - последним днём 30-дневного срока сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата считается 23 июля 2017 года, так как при исчислении срока по правилам пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ первым днём тридцатидневного срока для сбора подписей является день официального опубликования решения о назначении выборов.
Следовательно, суд, применяя нормы КАС РФ о процессуальных сроках совершения действий по административным делам, ошибочно полагал, что последним днём сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата будет считаться 24 июля 2017 года.
Из материалов дела усматривается, что решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Пресненский от 3 августа 2017 года Д.Д. Силенок, временно неработающий, зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты на муниципальные выборы депутатов по многомандатному избирательному округу N 3 в порядке самовыдвижения. 11 подписей в свою поддержку Д.Д. Силенок собрал 24 июля 2017 года (л.д. 51-52, 55-56), то есть по окончании установленного законом срока. Всего Д.Д. Силенок собрал 27 подписей в поддержку своего выдвижения, из них 1 подпись Избирательной комиссией признана недействительной (л.д. 60) .
Таким образом, 12 подписей в поддержку данного кандидата не могут быть учтены в силу вышеприведённых норм действующего законодательства о выборах, а оставшихся 15 подписей (27-12=15) недостаточно для регистрации Д.Д. Силенка в качестве кандидата в силу следующего.
Пунктом 15 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что после окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей избирателей, участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.
Согласно ч. 5 ст. 35 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" для своей регистрации кандидат в депутаты Московской городской Думы, депутаты представительного органа местного самоуправления, на должность главы муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, одновременно следующие избирательные документы, среди прочего, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей).
Недействительными признаются подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления - до дня, следующего за днём уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения муниципального списка кандидатов (ч. 7 ст. 37 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс города Москвы").
Аналогичная норма предусмотрена подп. "а" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Таким образом, действующее законодательство не позволяет учитывать подписи избирателей, выдвинувших кандидата, после истечения установленного законом срока для их сбора, так как это свидетельствует о нарушении условий и порядка выдвижения кандидата, ставит его в неравное положение с другими кандидатами, нарушая принцип равенства кандидатов, провозглашённый законодательством о выборах.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", - " Исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов)".
Таким образом, правовыми основаниями для удовлетворения административного иска о признании незаконным решения о регистрации кандидата применительно к содержанию спорных правоотношений являются указанные в п. 24 ст. 38 названного Закона основания отказа в регистрации кандидата.
В данном случае - это подп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
На основании изложенного решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 августа 2017 года подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 311, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 августа 2017 года отменить и вынести новое решение, которым признать незаконным решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Пресненский от 3 августа 2017 года о регистрации Силенка Д.Д. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Пресненский г. Москвы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.