Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.Н. Пономарёва, О.В. Гордеевой, при секретаре М.Ю. Попугаеве, с участием прокурора О.Н. Артамоновой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе С.А. Федосеева на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 18 августа 2017 года по административному иску С.А. Федосеева к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Отрадное (Избирательная комиссия) об отмене решения о регистрации Ю.М. Арчакова, Ю.Н. Аллахвердиевой, С.В. Бирюкова, К.С. Гриневой, С.В. Климова, Ч.А. Лиджиева, М.А. Локтева в качестве кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Отрадное по трёхмандатному избирательному округу N 1
установила:
С.А. Федосеев обратился в суд с указанным выше административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Отрадное, полагая незаконным решение о регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Отрадное по трёхмандатному избирательному округу N 1 Ю.М. Арчакова, Ю.Н. Аллахвердиевой, С.В. Бирюкова, К.С. Гриневой, С.В. Климова, Ч.А. Лиджиева, М.А. Локтева (в дальнейшем - кандидатов), поскольку они нарушили действующее законодательство, в частности, изготовили подписные листы не за счёт средств избирательного фонда. Кроме того, Ю.М. Арчаковым и С.В. Бирюковым указаны недостоверные сведения об их месте жительства.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 18 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе С.А. Федосеева ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии С.А. Федосеев доводы апелляционной жалобы поддержал.
Председатель Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Отрадное М.В. Прищенко, заинтересованное лицо С.В. Бирюков, просили решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Ю.М. Арчакова, Ю.Н. Аллахвердиевой, К.С. Гриневой, С.В. Климова, Ч.А. Лиджиева, М.А. Локтева, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав С.А. Федосеева, председателя Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Отрадное, С.В. Бирюкова, заключение прокурора О.Н. Артамоновой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Частью 2 названной нормы права установлено, что суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В соответствии с этим суд согласно ч. 3 ст. 62 КАС РФ верно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Решением Совета депутатов муниципального округа Отрадное назначены выборы депутатов на 10 сентября 2017 года.
Решениями Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Отрадное от 27 и 31 июня 2017 года Ю.М. Арчаков, Ю.Н. Аллахвердиева, С.В. Бирюков, К.С. Гринева, С.В. Климов, Ч.А. Лиджиев, М.А. Локтев зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты на муниципальные выборы депутатов по трёхмандатному избирательному округу N 1.
С.А. Федосеев как кандидат в депутаты по тому же избирательному округу просил признать незаконными решения о регистрации Ю.М. Арчакова, Ю.Н. Аллахвердиевой, С.В. Бирюкова, К.С. Гриневой, С.В. Климова, Ч.А. Лиджиева, М.А. Локтева в качестве кандидатов, ссылаясь на изготовление подписных листов не за счёт средств избирательного фонда, что, по его мнению, подтверждено первыми финансовыми отчётами кандидатов, в которых в строке финансового отчёта 3.1 "На организацию сбора подписей избирателей" указано "0 р.".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суд пришёл к выводу, что названные административным истцом обстоятельства не влекут признание решений о регистрации кандидатов недействительными.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтверждённым имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого постановления.
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Следовательно, правовыми основаниями для удовлетворения административного иска о признании незаконным решения о регистрации кандидата применительно к содержанию спорных правоотношений являются указанные в подп. "д", "з", "и" п. 24 ст. 38 названного Закона основания отказа в регистрации кандидата: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата; использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Основания признания подписей избирателей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в силу подпункта "и" которого недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 поименованного федерального закона.
Пунктом 5 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что подписные листы должны изготавливаться за счёт средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
Таким образом, обязанность кандидата оплатить изготовление подписных листов до начала сбора подписей установлена только для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации. На выборы в муниципальные органы власти это требование закона не распространяется.
Аналогичные разъяснения содержатся в п. 4 Методических рекомендациях по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых Постановлением ЦИК России от 13.06.2012 N 128/986-6. В соответствии с ними недействительной признается подпись избирателя, собранная вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов - при выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, а на выборах в органы местного самоуправления - до дня уведомления избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидата (подпункт "а" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона).
Таким является и смысл закона, придаваемый ему судебной практикой ("Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)).
При таком положении суд, установив, что до дня уведомления Избирательной комиссии Ю.М. Арчаков, Ю.Н. Аллахвердиева, С.В. Бирюков, К.С. Гринева, С.В. Климов, Ч.А. Лиджиев, М.А. Локтев не собирали подписей, пришёл к правильному выводу об отсутствии у них обязанности оплатить подписные листы до начала сбора подписей избирателей.
Апелляционная жалоба в этой части не учитывает названных требований действующего законодательства, не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Разрешая требования в отношении кандидатов Ю.М. Арчакова и С.В. Бирюкова в части указания ими адреса места жительства, суд правомерно не установилотсутствие нарушений избирательных прав административного истца и соблюдение законодательства о выборах.
Для целей Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" применяемые термины и понятия означают: адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Указанный адрес - места жительства или постоянного пребывания -должен быть обозначен кандидатом в заявлении о выдвижении (п. 2 ст. 33 упомянутого Закона), а в подписных листах - путём поименования субъекта Федерации (Приложение 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить её не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов (п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Из материалов дела усматривается, что эти требования Закона Ю.М. Арчаковым и С.В. Бирюковым исполнены, поскольку первым из них указан адрес его места пребывания в г. Москве, соответствующий данным миграционного органа власти, подтверждённым выданной в установленном законом порядке, а вторым - сведения о своём месте жительстве, по которому он проживает постоянно с 2003 года.
То обстоятельство, что паспорт С.В. Бирюкова находился в период подачи заявления о выдвижении кандидата на переоформлении действующее законодательство не связывает с правовыми основаниями отмены решения о регистрации кандидата, установленными п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы эти требования закона не учитывают, не ставят под сомнение установленные судом первой инстанции обстоятельства, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Бутырского районного суда г. Москвы от 18 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.