Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Гордеевой О.В., Пономарева А.Н.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
при секретаре Попугаеве М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело по апелляционной жалобе административного истца Рахилина К.В. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 9 августа 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Рахилина Константина Валентиновича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Останкинский об отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Останкинский N8/13 от 31 июля 2017 года о регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального округа Останкинский по многомандатному избирательному округу N 2 Жолинского А.В., - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Рахилин К.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Останкинский N8/13 от 31 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального округа Останкинский по многомандатному избирательному округу N 2 Жолинского А.В.".
В обоснование требований административный истец указал, что решением Совета депутатов муниципального округа Останкинский от 21 июня 2017 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Останкинский. Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Останкинский от 31 июля 2017 года N 8/13 Жолинский А.В., выдвинутый в порядке самовыдвижения кандидата, зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Останкинский по многомандатному избирательному округу N 2. Указанное решение принято с нарушением действующих норм избирательного законодательства, поскольку изготовление подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Жолинского А.В. производилось не за счет средств избирательного фонда кандидата, что подтверждается первым финансовый отчетом кандидата, в котором в строке 3.1. указано, что на организацию сбора подписей израсходовано 0 рублей. Указанное обстоятельство влечет недействительность всех подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата по основанию, предусмотренному п. 9 ч. 7 ст. 37 Избирательного кодекса г. Москвы, что в свою очередь являлось основанием для отказа в регистрации кандидата по основаниям п. 5 ч. 20 ст. 37 Избирательной кодекса Москвы, п.п.3.1 п. 20 ст. 37 Избирательного кодекса г. Москвы.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Рахилин К.В. и его представитель Вифлянцев А.О. заявленные административные требования поддержали; представители административного ответчика Дегтев В.А., Федотенкова О.А. административный иск не признали; заинтересованное лицо Жолинский А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Вифлянцева А.О., сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, не просивших об отложении слушания дела, выслушав заключение прокурора Артамоновой О.Н., полагавшей, что решение отмене либо изменению не подлежит, поскольку постановленов соответствии с нормами материального и процессуального права, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления ( статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия ( статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу ( часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решением Совета депутатов муниципального округа Останкинский от 21 июня 2017 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Останкинский.
17 июля 2017 года Жолинский А.В. уведомил избирательную комиссию о намерении самовыдвижения кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу N2 на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа 10 сентября 2017 года.
21 июля 2017 года в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Останкинский представлены: сообщение об открытии специального избирательного счета для проведения избирательной кампании по выборам депутатов Совета депутатов, первый финансовый отчет кандидата, выписка из лицевого счета, подписные листы (16 подписей), протокол об итогах сбора подписей избирателей. Приняв представленные на регистрацию документы, избирательная комиссия не усмотрела в них нарушений требований закона.
31 июля 2017 года избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Останкинский, рассмотрев документы, представленные 17 июля и 21 июля 2017 года кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального округа Останкинский по многомандатному избирательному округу N 2 Жолинского А.В., выдвинутым в порядке самовыдвижения, проверив соблюдение порядка выдвижения кандидата, с учетом результатов проверки достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (итоговый протокол рабочей группы) приняла решение зарегистрировать кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Останкинский по многомандатному избирательному округу N 2 Жолинского А.В.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку сбор подписей Жолинским А.В. осуществлен после уведомления избирательной комиссии, все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры, проверены избирательной комиссией в установленном законом порядке; указание административного истца об изготовлении подписных листа не из средств избирательного фонда не подтверждено, содержание графы 3.1 первого финансового отчета о расходах на организацию сбора подписей из средств избирательного фонда не может служить доказательством несоблюдения Жолинским А.В. требований, предусмотренных частью 5 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы; ссылка административного истца на первый финансовый отчет кандидата, в котором в строке 3.1. указано, что на организацию сбора подписей израсходовано 0 рублей, не свидетельствуют об изготовлении кандидатом подписных листов не за счет средств избирательного фонда, который формируется также и за счет собственных средств кандидата. При этом, нашло свое подтверждение то обстоятельство, что в первом финансовом отчете кандидата Жолинского А.В. не указаны реквизиты специального избирательного счета, вместе с тем, это не может являться основанием для признания решения о регистрации кандидата незаконным. В данном случае, не указание в первом финансовом отчете реквизитов специального избирательного счета, не повлекло искажения сведений о кандидате, как и не повлекло представление кандидатом недостоверных сведений о финансовых операциях по избирательному счету и об остатке средств на счете. Кроме того, из материалов дела усматривается, что избирательная комиссия недостатков в оформлении представленных документов своевременно не выявила, кандидата об имеющихся недостатках не уведомила, чем лишила его права на внесение уточнений и дополнений в документы. Следовательно, нет оснований для признания регистрации Жолинского А.В. кандидатом в депутаты незаконной. Иное означало бы умаление статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, по смыслу которой, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 этой статьи, не известила кандидата о неполноте сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным, в том числе подпунктом "в.1" пункта 24 названной статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Данные выводы суда мотивированы и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением представляются копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Согласно п.5 ч. 20 ст. 37 Избирательного кодекса города Москвы основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с п. 5 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.
Согласно ч.3, 5 ст. 34 Избирательного кодекса города Москвы подписи в поддержку выдвижения кандидата на выборах в органы местного самоуправления могут собираться со дня, следующего за днем получения избирательной комиссией документов, указанных в частях 1, 1.1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса. Подписи в поддержку выдвижения муниципального списка кандидатов могут собираться со дня, следующего за днем заверения муниципального списка кандидатов комиссией муниципального образования ч.3 ст. 34 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 года N 38 ).
Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов на должность Мэра Москвы изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 10 к Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Московской городской Думы изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 5 к Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к Федеральному закону, в поддержку выдвижения муниципального списка кандидатов - согласно приложению 7.1 к Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления - согласно приложению 8 к Федеральному закону (ч.5 ст. 34 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 года N 38).
В соответствии с ч. 5 ст.35 Избирательного кодекса города Москвы для своей регистрации кандидат в депутаты Московской городской Думы, депутаты представительного органа местного самоуправления, на должность главы муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до 18 часов представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, одновременно следующие избирательные документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей). Протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде представляется, если в поддержку выдвижения кандидата собрано более 100 подписей избирателей; 3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц, а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Городской комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей). Представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, не требуется в случае, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры; 4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место); 5) первый финансовый отчет кандидата, а в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 62 настоящего Кодекса, - уведомление, предусмотренное частью 1 статьи 57 настоящего Кодекса; 6) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (если в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы производился сбор подписей).
Как следует из материалов дела, Жолинским А.В. в избирательную комиссию представлены необходимые документы, рассмотрев документы, с учетом результатов проверки достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Останкинский приняла решение о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Останкинское по многомандатному избирательному округу N2 Жолинского А.В.
При таких данных суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Рахилиным К.В. требований об отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Останкинский от 31 июля 2017 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Останкинское по многомандатному избирательному округу N2 Жолинского А.В.".
Судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ; материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Ссылки административного истца на то, что Жолинский А.В. за счет средств избирательного фонда приобрел лишь бумагу, а изготовил подписные листы за счет иных средств не могут быть приняты во внимание, поскольку выводов суда не опровергают, а направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы основаны на выборочном, избирательном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Кроме того, в обоснование требований апелляционной жалобы не представлено каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 9 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рахилина К.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.