Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б., Моргасова М.М.,
при секретаре Зейналян Л.Р.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Скрябина Д.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 августа 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных требований Скрябина Д.В. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Якиманка об отмене решения о регистрации кандидата - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Скрябин Д.В. обратился в суд с административным иском к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Якиманка об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Якиманка по многомандатному избирательному округу N1 Булатовой К.Д., мотивируя свои требования тем, что кандидатом в депутаты Булатовой К.Д. при регистрации не было представлено необходимое количество подписей избирателей, поскольку в первом финансовом отчете отражено отсутствие денежных средств на расчетом счету кандидата в депутаты, соответственно оплата подписных листов не была произведена в установленном порядке, что свидетельствует об их недействительности.
Административный истец в судебной заседание явился, заявленные требования поддержал. Представители административного ответчика в суд явились, возражали против удовлетворения заявленных требований. Заинтересованное лицо - Булатова К.Д. в суд не явилась, извещалась в установленном порядке.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Скрябин Д.В.
В заседание судебной коллегии административный истец и заинтересованное лицо не явились, извещены.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя избирательной комиссии - Челышкину И.В., заключение прокурора Ларионовой О.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
Решением Совета депутатов Муниципального округа Якиманка назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Якиманка на 10 сентября 2017 года.
Скрябин Д.В., зарегистрированный кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Якиманка по многомандатному избирательному округу N1, обратился в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты Булатовой К.Д., зарегистрированной по тому же избирательному округу.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на несоблюдение кандидатом Булатовой К.Д. при регистрации требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно: поскольку в первом финансовом отчете отражено отсутствие денежных средств на расчетом счету кандидата в депутаты, соответственно оплата подписных листов не была произведена в установленном порядке, что свидетельствует об их недействительности.
Указанное нарушение, по мнению административного истца, подтверждается финансовым отчетом кандидата в депутаты Булатовой К.Д. от 10 июля 2017 года, в котором в графе 1 указано на отсутствие поступивших денежных средств.
Из материалов дела следует, что решением избирательной комиссии *** от 20 июля 2017 года Булатова К.Д. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты.
Согласно первому финансовому отчету кандидата в депутаты Булатовой К.Д. в избирательном фонде отсутствуют денежные средства.
При регистрации Булатовой К.Д. избирательной комиссией были проверены подписные листы, с общим количеством подписей избирателей - 14 шт., достаточном для выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Якиманка (решение N*** от 22.06.2017).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для отмены регистрации кандидата Булатовой К.Д.
Судебная коллегия по административным делам Мосгорсуда считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата.
В числе таких оснований подпунктом "ж" этого пункта названо несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 Федерального закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим законом, иным законом.
Согласно ч. 5 ст. 37 Федерального закона подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в органах местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вышеуказанные нормы права, применительно к выборам в органы местного самоуправления, не ставят в зависимость возможность сбора подписей и наличие денежных средств в первом финансовом отчете кандидата в депутаты, так как их сбор в силу прямого указания в законе может быть осуществлен после уведомления комиссии о выдвижении кандидата.
Согласно пункту 6 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей только денежные средства, поступившие в их избирательные фонды в установленном законом порядке.
При этом допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц (пункт 5 статьи 59 того же федерального закона).
Отказывая в удовлетворении административного иска Скрябина Д.В., суд правомерно исходил из того, что изготовление подписных листов было произведено на безвозмездной основе, с использованием личных технических средств гражданина, без привлечения третьих лиц, соответственно, представленные кандидатом в депутаты подписи избирателей являются действительными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения избирательной комиссии незаконным и его отмены.
Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии по административным делам Мосгорсуда оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Скрябина Д.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.