Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б., Моргасова М.М.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Зейналян Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Кашликова А.С. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 24 августа 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска Кашликова А.С. к территориальной избирательной комиссии Мещанского района с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования - муниципального округа Мещанский в городе Москве о признании незаконным действий избирательной комиссии - отказать".
УСТАНОВИЛА:
Кашликов А.С. обратился в суд с административным иском к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Мещанский о признании незаконными действий (бездействия) избирательной комиссии, мотивируя свои требования тем, что он назначен зарегистрированным кандидатом в депутаты по указанному округу членом комиссии с правом совещательного округа, однако на его требования о предоставлении территориальной избирательной комиссией всех решений, принятых в 2016 - 2017 годах был получен отказ, который является незаконным, так как ограничивает его права и законные интересы.
Административный истец в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал. Представитель административного ответчика в суд явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Кашликов А.С.
В заседание судебной коллегии административный истец не явился, извещен в установленном законом порядке.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя избирательной комиссии - Кузнецова Д.С., заключение прокурора Ларионовой О.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
Решением Совета депутатов Муниципального округа Мещанский назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Якиманка на 10 сентября 2017 года.
04 августа 2017 года в избирательную комиссию поступило уведомление кандидата в депутаты Гапонова О.В. о назначении Кашликова А.С. членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Решением избирательной комиссии N*** от 14 августа 2017 года Кашликову А.С. выдано удостоверение установленного образца.
21 августа 2017 года административный истец обратился в избирательную комиссию с заявлением о выдаче ему заверенных копий всех решений территориальной избирательной комиссии Мещанского района за 2016 - 2017 годы.
22 августа 2017 года заявителю направлен ответ, которым разъяснено, что у последнего отсутствует право на получение всех решений ТИК района Мещанский, поскольку Кашликов А.С. вправе принимать участие исключительно в работе избирательной комиссии внутригородского муниципального образования - муниципального округа Мещанский в г. Москве по избирательному округу N1, по которому избирается кандидат в депутаты Гапонов О.В.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи заявителю всех решений ТИК района Мещанский.
Судебная коллегия по административным делам Мосгорсуда считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом "b" статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В соответствии с подп. п. 10 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и её уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.
Аналогичная норма установлена частью 4 ст. 239 КАС РФ.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
Согласно ч. 2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Применительно к приведённым законоположениям, суд, разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что предметом судебной проверки является законность действий (бездействия) Территориальной избирательной комиссии района Мещанский по рассмотрению обращений Кашликова А.С. о предоставлении копий всех решений указанной Комиссии за 2016 - 2017 годы.
Система и статус избирательных комиссий определены п. 1 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с этим в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
участковые комиссии.
Помимо этого, названным Законом определены полномочия избирательных комиссий каждого уровня, их компетенция, объём прав членов избирательных комиссий соответствующего уровня.
Исходя из положений законодательства о выборах суд пришёл к правильному выводу, что права Кашликова А.С. не нарушены, так как он как член Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г.Москве муниципального округа Мещанский с правом совещательного голоса не имел права принимать участие в заседании избирательной комиссии вышестоящего уровня - Территориальной избирательной комиссии района Мещанский и получать затребованные копии документов.
Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии по административным делам Мосгорсуда оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 24 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кашликова А.С. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.