Московский городской суд
в составе судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
при секретаре Матвеенко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-131/2017 по административному исковому заявлению Галкина И* А* о признании частично недействующим подпункта "е" пункта 5 Порядка обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального округа Головинский, утверждённого решением Совета депутатов муниципального округа Головинский от 26 января 2016 года N7 ,
УСТАНОВИЛ:
Совет депутатов муниципального округа Головинский 26 января 2016 годапринял решение N 7 "Об утверждении Порядка организации доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального округа Головинский" (далее - Решение СД N 7), которое опубликовано на официальном сайте Совета депутатов муниципального округа Головинский http:// www . nashe - golovino . ru , 03 февраля 2016 года, и в издании "Московский муниципальный вестник", N 3 (112), февраль 2016 года.
Пунктом 1 Решения СД N 7 утверждён Порядок обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального округа Головинский.
Подпунктом"е" пункта 5 Порядка обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального округа Головинский предусмотрено, что доступ к информации обеспечивается, в том числе способом, при котором граждане (физические лица), в том числе представители организаций (юридические лица), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, присутствуют на заседаниях Совета депутатов муниципального округа Головинский в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов муниципального округа Головинский, а также на заседаниях комиссий, рабочих групп органов местного самоуправления в случае, если такое присутствие предусмотрено муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность комиссий, рабочих групп. Доступ пользователей информацией к заседаниям Совета депутатов также обеспечивается посредством их прямой или последующей трансляции на официальном сайте в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов.
Галкин И* А* обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "е" пункта 5 Порядка обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального округа Головинский в той части, в какой им вводятся ограничения на допуск жителей на заседания комиссий и рабочих групп Совета депутатов муниципального округа Головинский, мотивируя свои требования тем, что, являясь жителем муниципального округа Головинский, он не был допущен на заседание регламентной комиссии Совета депутатов муниципального округа Головинский. Полагает, что оспариваемое нормативное положение противоречит статье 29 Конституции Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статьям 6, 15 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", статье 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статьям 3 и 12 Закона города Москвы от 06 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", а также создаёт жителям муниципального округа Головинский препятствия к осуществлению их права на присутствие на заседаниях комиссий и рабочих групп Совета депутатов муниципального округа Головинский.
Административный истец Галкин И.А. и его представитель Рыжова Е.Н. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Совета депутатов муниципального округа Головинский Данько А.А., представляющий также на основании доверенности интересы главы муниципального округа ГоловинскийАрхипцовой Н.В., административный ответчик глава муниципального округа ГоловинскийАрхипцова Н.В. требования административного истца не признали, указали, что оспариваемое нормативное положение принято в рамках компетенции органа местного самоуправления, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Выслушав объяснения административного истца Галкина И.А., его представителя Рыжовой Е.Н., представителя административных ответчиков Данько А.А., административного ответчика главы муниципального округа ГоловинскийАрхипцовой Н.В., изучив материалы дела, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу,заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗпредставительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
В городах федерального значения в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях (часть 1 статьи 79 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В силу статей 7, 8 Устава муниципального округаГоловинский в городе Москве, принятого решением муниципального Собрания Головинский в городе Москве от 03 декабря 2003 года N 64-25 (с последующими изменениями),структуру органов местного самоуправления составляют, в том числе представительный орган местного самоуправления - Совет депутатов муниципального округа Головинский.
Совет депутатов состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
Федеральным законом от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" закреплено, что правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также форма предоставления такой информации осуществляется и устанавливается муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 3, часть 2 статьи 7).
При этом, положениями пункта 5статьи 3 Закона города Москвы от 06 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 5 Устава муниципального округаГоловинский в городе Москве к вопросам местного значения муниципального округа относится информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления муниципального округа.
Таким образом, суд считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят компетентным органом местного самоуправления в городе Москве, по предмету, отнесённому к его ведению федеральным и региональным законодательством, с соблюдением представленных полномочий.
Статьей 39 Устава муниципального округаГоловинский в городе Москве установлено, что муниципальные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее тридцати дней со дня их принятия. Датой официального опубликования (обнародования) муниципального нормативного правового акта является день первого опубликования его полного текста в печатном средстве массовой информации, определённом Советом депутатов. Муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их принятия (издания), если в самом акте не оговорено иное, и подлежат размещению на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в иных электронных справочных системах (с обязательной ссылкой на источник их официального опубликования).
Следовательно, оспариваемое Решение СД N 7 введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Статьей 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 годаN 8-ФЗ предусмотрено, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться различными способами, в том числе путем присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления (пункт 5).
Статья 15 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ конкретизирует, что коллегиальные государственные органы и коллегиальные органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан (физических лиц) на своих заседаниях, а иные государственные органы и органы местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов. Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами.
Вышеприведённые положения Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ нашли свое отражение в оспариваемой норме Решения СД N 7, в связи с чем противоречий законодательству, имеющему большую юридическую силу, не имеется.
Так, подпунктом "е" пункта 5 Порядка обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального округа Головинский предусмотрен доступ к информации, в том числе способом, при котором граждане (физические лица) присутствуют на заседаниях Совета депутатов муниципального округа Головинский в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов муниципального округа Головинский, а также на заседаниях комиссий, рабочих групп органов местного самоуправления в случае, если такое присутствие предусмотрено муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность комиссий, рабочих групп.
Исходя изпредписаний статьи 15 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ присутствие граждан на заседаниях коллегиальных органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами.
Данные положения вытекают из полномочий, предоставленных частью 1 статьи 3 и частью 2 статьи 7 Федерального законаот 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ органам местного самоуправления, в силу которых правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также форма предоставления такой информации осуществляется и устанавливается муниципальными правовыми актами.
Таким образом, органы местного самоуправления, руководствуясь положениями Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ, вправе устанавливать порядок реализации гражданами права на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления путём присутствия на своих заседаниях, в том числе на заседаниях коллегиальных органов органов местного самоуправления.
Исходя из положений статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Не может быть ограничен доступ к:
нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).
Таким образом, по смыслу федерального законодательства гражданам должна быть обеспечена возможность присутствия на заседаниях самих государственных и муниципальных коллегиальных органов, а также коллегиальных органов органов местного самоуправления, при условии, что заседания коллегиальных органов местного самоуправления характеризует принятие решений по важнейшим вопросам жизнедеятельности муниципального округа, обсуждение положений нормативных актов, участие в заседаниях большого количества приглашённых лиц, рассмотрение важных актуальных вопросов деятельности самого органа местного самоуправления и принятие по этим вопросам решений и т.п.
Исходя из положений Устава муниципального округаГоловинский в городе Москве к коллегиальным органам указанного внутригородского муниципального образования относятся представительный орган местного самоуправления - Совет депутатов муниципального округа Головинский и исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрация муниципального округа Головинский.
В силу частей 1, 2, 4статьи 13 Устава муниципального округаГоловинский в городе Москве постоянные комиссии Совета депутатов, рабочие группы и иные формирования Совета депутатов являются структурными подразделениями Совета депутатов.
Комиссии состоят из депутатов Совета депутатов и образуются муниципальным правовым актом Совета депутатов на срок полномочий депутатов Совета депутатов очередного созыва. Комиссии действуют в соответствии с утвержденным Советом депутатов Положением о комиссиях.
Рабочие группы состоят из депутатов Совета депутатов и образуются для подготовки проектов муниципальных нормативных и иных правовых актов, а также для подготовки иных вопросов, относящихся к ведению Совета депутатов. Рабочие группы образуются и упраздняются протокольными решениями Совета депутатов, принимаемыми в соответствии с Регламентом Совета депутатов.
В соответствии с Регламентом Совета депутатов муниципального округа Головинский, утверждённым решением Совета депутатов муниципального округа Головинский от 28 октября 2014 года N 85, для совместной деятельности и выражения выработанной позиции по вопросам, рассматриваемым Советом депутатов, могут образовываться постоянные комиссии, рабочие группы и иные формирования Совета депутатов в порядке, установленном Регламентом (статья 2); рабочие группы формируются из депутатов и иных лих в соответствии с решением Совета депутатов о создании рабочей группы на определённый срок для подготовки проектов решений, а также иных вопросов, относящихся к полномочиям Совета депутатов (статья 11).
Из анализаПоложений о соответствующих комиссиях Совета депутатов и правовых норм о деятельности рабочих групп муниципального округа Головинский следует, что к их целям и задачам не относится принятие окончательных решений по наиболее важным вопросам деятельности муниципального округа и актуальным моментам жизни населения соответствующего округа;в основном, названныекомиссии, рабочие группы вправе выпускать документы, имеющие промежуточный характер, а также осуществлять подготовку предложений, анализ материалов для заседаний Совета депутатов и иные аналогичные функции.
Одновременно с этим, часть 10 статьи 8 Устава муниципального округаГоловинский в городе Москве устанавливает право представителей общественных объединений и жителей округа присутствовать на заседанияхСовета депутатов в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов (пункты 5, 6).
В силу статьи 19 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский в ходе открытого заседания Совета депутатов, кроме входящих в его состав депутатов, на заседании вправе присутствовать лица, постоянно зарегистрированные в границах муниципального округа.
Следовательно, какого-либо дополнительного ограничения права доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления,предусмотренного федеральным законодательством, в связи с принятием подпункта "е" пункта 5 Порядка обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального округа Головинский не вводится.
Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что административный истец в любом случае не лишён возможности получения необходимой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления иными способами, предусмотренными статьёй 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ, и нашедшими своё отражение в оспариваемом в части Порядке обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального округа Головинский.
Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Вместе с тем реализация такого права возможна только в порядке, установленном законом, и законодатель правомочен определить законные способы получения информации.
Доводы административного истца о противоречии подпункта "е" пункта 5 Порядка обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального округа Головинский Федеральному закону от 25 декабря 2008 годаN 273-ФЗ "О противодействии коррупции" являются несостоятельными. Устанавливая основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, названный Федеральный закон в качестве одного из принципов противодействия коррупции называет публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Из содержания Порядка обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального округа Головинский, в том числе его подпункта "е" пункта 5, следует, что доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается различными способами,аналогичными предусмотренным федеральным законодательством, соответственно, не нарушается право граждан на получение информации о деятельности органовместного самоуправления муниципального округа Головинский.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы оспариваемое нормативное положение, не имеется.
Таким образом, оспариваемое Решение СД N 7 принято Советом депутатов муниципального округа Головинский по предмету ведения органа местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным и региональным законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, прав и свобод административного истца не нарушает.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приходя к выводу о том, что оспариваемое нормативное положение не нарушает прав и свобод административного истца, не противоречит федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Галкина И.А.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Галкина И* А* о признании частично недействующим подпункта "е" пункта 5 Порядка обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального округа Головинский, утверждённого решением Совета Депутатов муниципального округа "Головинский" от 26 января 2016 года N 7 , отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение .
Судья Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.