Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
при секретаре Орлове А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-302/2017 по административному исковому заявлению Александровой А* Ф* об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости ,
УСТАНОВИЛ:
Александрова А.Ф.23 декабря 2016 года обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, в котором, уточнив требования, просила об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровым номером 77:01:0003026:3275 , общей площадью 3 017,8 кв. метров,с кадастровым номером 77:01:0003016:3976 , общей площадью 92,9 кв. метра,с кадастровым номером 77:01:0003016:3977 , общей площадью 1575,3 кв. метров,с кадастровым номером 77:01:0003016:3978 , общей площадью 4,8 кв. метра,расположенных по адресу: г.Москва, *, собственником которых она является, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 17 февраля 2014 года, 12 февраля 2016 года в размере339 820 000 рублей,9 920 000 рублей, 167 780 000 рублей,460 000 рублей соответственно.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что является собственником нежилых помещений, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещенийих рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости нежилого помещения.
При этом права административного истца, нарушенные несоответствием внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Административный истец Александрова А.Ф. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности Полякова М.В., который заявленные требования, с учётом их уточнения, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы (по доверенности) Агафонова С.С., представляющая также на основании доверенности интересы заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы, требования административного истца не признала, пояснила, что административным истцом не представлено достоверных доказательств, которые бы подтверждали его требования, указав, что вывод оценщика, содержащийся в отчётах, о величине рыночной стоимости объектов оценки не может быть признан обоснованным. Кроме того, истец, требуя установления рыночной стоимости нежилых помещений для целей налогообложения, имеет своей целью уменьшить императивно установленный, обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, что недопустимо без согласования с органами исполнительной власти, установившими этот платёж.Доказательств использования Правительством Москвы при определении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости недостоверных сведений о них, нарушения процедуры и (или) методики проведения государственной кадастровой оценки, что могло бы свидетельствовать о необоснованном завышении кадастровой стоимости, не представлено.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещённые о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу о том, что требование административного истца подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации .
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Александровой А.Ф. на праве собственности принадлежатнежилые помещения с кадастровым номером 77:01:0003026:3275 , общей площадью 3 017,8 кв. метров,с кадастровым номером 77:01:0003016:3976 , общей площадью 92,9 кв. метра,с кадастровым номером 77:01:0003016:3977 , общей площадью 1575,3 кв. метров,с кадастровым номером 77:01:0003016:3978 , общей площадью 4,8 кв. метра,расположенные по адресу: г.Москва, *,что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04сентября 2014 года серия 77-АР N *, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16 ноября 2016 года NN *, *, *.
Административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона г. Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи исходя из их кадастровой стоимости.
Кроме того, постановлением Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" был определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; в строке 2324 названного Перечня в редакции, действующей в период 2016 года, в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, поименовано нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0003016:1072, находящееся по адресу:г.Москва*, в котором расположены принадлежащие Александровой А.Ф. нежилые помещения.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания влияют на права и обязанности Александровой А.Ф. как плательщика налога.
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2014 года).
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" , является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтённого объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Поскольку нежилоепомещение с кадастровым номером 77:01:0003026:3275 , общей площадью 3 017,8 кв. метров, поставлено на кадастровый учёт 17 февраля 2014 года, а нежилые помещения с кадастровым номером 77:01:0003016:3976 , общей площадью 92,9 кв. метра,с кадастровым номером 77:01:0003016:3977 , общей площадью 1575,3 кв. метров,с кадастровым номером 77:01:0003016:3978 , общей площадью 4,8 кв. метра - 12февраля 2016 года, то их кадастровая стоимость определена на эти даты в размере 588 636 164, 19рублей, 17 392 230, 77 рублей, 294 919 064, 86 рублей, 898 626, 76 рублей соответственно.
Такие сведения о кадастровой стоимости в отношении спорных объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости , что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости.
Приведённые результаты определения кадастровой стоимости нежилыхпомещений просит пересмотреть административный истец, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об её утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Тот факт, что итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки признаётся рекомендуемой для целей совершения сделки, никакая сделка, предметом которой бы являлось спорныепомещения, в настоящем случае не заключается, а целью установления кадастровой стоимости объектов недвижимости является регулирование вопросов налогообложения, не свидетельствует о невозможности установления судом кадастровой стоимости помещений равной его рыночной стоимости.
Кроме того, суд учитывает, что приведённое в статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ понятие рыночной стоимости является условным определением, сформулированным для целей единообразного применения закона; кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов недвижимости, рынок которых ограничен или отсутствует, от определения и установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в данном случае напрямую зависит объём налоговых обязательств его собственника; помимо прочего, положения статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года прямо допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (пересмотр результатов определения кадастровой стоимости).
В связи с изложенным, несмотря на то, что настоящее административное исковое заявление не направлено на заключение договора купли-продажи или реализацию иных правомочий собственника по распоряжению объектами недвижимости, суд полагает, что у административного истца имеются достаточные основания для реализации как права на проведение оценки рыночной стоимости принадлежащих ему нежилыхпомещений для целей пересмотра утверждённой в отношении них кадастровой стоимости, так и обращения в суд по вопросу установления в отношении таких объектов недвижимости кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости, поскольку иное противоречило бы смыслу закона, нарушало права и законные интересы собственника как плательщика соответствующего налога.
В обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости административным истцом представленыотчёты N 10.11/08-16/А, 10.11/08-16/В,10.11/08-16/Г, 10.11/08-16/Д от 14 декабря 2016 года,N 19.01/06-17 от 01 февраля 2017 года, составленные ООО "Гранд Реал", согласно которым рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003026:3275 по состоянию на 01января 2014 года и 17 февраля 2014 года составляет 258 367 000 рублей,232 232 000 рублей соответственно, нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0003016:3976, 77:01:0003016:3977, 77:01:0003016:3978 по состоянию на 12февраля 2016 года -7 658 000 рублей, 140 677 000 рублей, 306 000 рублей соответственно.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные замечания, в которых выразили сомнения в обоснованности и достоверности определённой в отчётах NN 10.11/08-16/А, 10.11/08-16/В,10.11/08-16/Г, 10.11/08-16/Д, 19.01/06-17 величины рыночной стоимости нежилых помещений ввиду несоответствия отчётов требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
В силу предписаний ст. 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учётом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В отчёте N 10.11/08-16/А рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003026:3275 определена по состоянию на 01января 2014 года , то есть на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости.
Следовательно, названный отчёт N 10.11/08-16/А не может подтвердить итоговую рыночную стоимость нежилогопомещения с кадастровым номером 77:01:0003026:3275 на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ должна быть установлена их кадастровая стоимость.
В связи с глубокими противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости объектов недвижимости, определённой в отчётах об оценке NN 10.11/08-16/В,10.11/08-16/Г, 10.11/08-16/Д, 19.01/06-17 , от их кадастровой стоимости, определением суда от 22марта 2017 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчётов NN10.11/08-16/В,10.11/08-16/Г, 10.11/08-16/Д, 19.01/06-17 на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено Союзу Финансово-экономических судебных экспертов.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 3/ЗЭ/2017 от 04мая 2017 года, составленномуСоюзом Финансово-экономических судебных экспертов,отчётыNN 10.11/08-16/В,10.11/08-16/Г, 10.11/08-16/Д, 19.01/06-17 не соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; рыночная стоимость объектов недвижимости, определённая оценщиком в названных отчётах, не подтверждается; рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003026:3275 по состоянию на 17февраля 2014 года составляет 339 820 000 рублей, нежилых помещений с кадастровыми номерами77:01:0003016:3976, 77:01:0003016:3977, 77:01:0003016:3978 по состоянию на 12февраля 2016 года -9 920 000 рублей, 167 780 000 рублей, 460 000 рублей соответственно.
На основании заключения экспертаСоюза Финансово-экономических судебных экспертов административный истец уточнил требования в порядке статьи 46 КАС РФ и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0003026:3275, 77:01:0003016:3976, 77:01:0003016:3977, 77:01:0003016:3978 в размере рыночной 339 820 000 рублей, 9 920 000 рублей, 167 780 000 рублей, 460 000 рублей соответственно.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нём выводов.
Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 82 КАС РФ.
Не доверять выводам эксперта Союза Финансово-экономических судебных экспертовЕршова В.А. у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом.Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт Ершов В.А. имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности (22 года), составленное им заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Из экспертного заключения следует, что при его подготовке эксперт использовал сравнительный и доходный подходы к оценке рыночной стоимости нежилыхпомещений, что не противоречит Федеральным стандартам оценки и положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, а также Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ;отказ от использования затратного подхода к оценке нежилыхпомещений экспертом обоснован и сомнений не вызывает;для получения итоговой стоимости объектов оценки экспертосуществил согласование (обобщение) результатов расчёта стоимости объектов оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки с целью определения преимуществ и недостатков каждого из них и выработки единой стоимостной оценки; с учётом изложенного, при итоговом согласовании результатов эксперт, опираясь на характер недвижимости, цели оценки и используемое определение стоимости, качествои количество исходной информации, подкрепляющей каждый примененный метод и используемой в процессе определения стоимости различными подходами, учитывая все факты, а также ограничения, допущения и предположения, указанные в соответствующих разделах экспертного заключения, и основываясь на анализе и полученных результатах подходов и методов оценки, пришёл к выводу о том, что рыночная стоимость спорныхпомещений по состоянию на 17февраля 2014 года и 12 февраля 2016 года составила 339 820 000 рублей, 9 920 000 рублей, 167 780 000 рублей, 460 000 рублей соответственно;расчёты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными ; в заключении присутствуют ссылки на источники используемойинформации, что позволяет проверить используемые экспертом сведения ; в заключении эксперт ответил на поставленные перед ним вопросы, оснований сомневаться в установленной экспертом рыночной стоимости нежилыхпомещений суд не находит.
Доводы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о несоответствии заключения эксперта Союза Финансово-экономических судебных экспертов требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки основаны на предположении и не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.
Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В силу ст. 4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Однако эти требования не исключают возможность производства судебной экспертизы по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний, и которые поставлены перед экспертом судом, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в том числе с целью определения действительной рыночной стоимости объектов недвижимости.
Деятельность по организации и производству судебной экспертизы регулируется специальным законодательством: Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", КАС РФ.
Заключение экспертаСоюза Финансово-экономических судебных экспертов, как уже отмечалось выше, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ, в том числе его статьям 8, 25, и нормам КАС РФ.
Правильность заключения экспертаСоюза Финансово-экономических судебных экспертов, отвечающего требованиям статей 77, 79 - 82 КАС РФ, административными ответчиками, заинтересованными лицами не опровергнута; эксперт предупреждён об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чём им дана соответствующая подписка; доводы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что экспертное заключение не может достоверно подтвердить рыночную стоимость объектов недвижимости, основаны на предположениях, не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами.
Д анными о том, что рыночная стоимость нежилыхпомещений является иной, нежелиустановленосудебным экспертом в заключении, суд не располагает.
Во всяком случае, ходатайств о повторной экспертизе, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключенияСоюза Финансово-экономических судебных экспертов, и установленной в нём рыночной стоимости спорных объектов, административными ответчиками не заявлено.
При таких данных, оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что экспертное заключениеСоюза Финансово-экономических судебных экспертов N 3/ЗЭ/2017 от 04мая 2017 года является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки и может быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление Александровой А.Ф. об установлении кадастровой стоимости нежилыхпомещений равной их рыночной стоимости подлежит удовлетворению; такие требования административного истца являются обоснованными, кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0003026:3275,77:01:0003016:3976, 77:01:0003016:3977, 77:01:0003016:3978 должна быть установлена равнойих рыночной стоимости, определённойСоюзом Финансово-экономических судебных экспертов в заключенииN 3/ЗЭ/2017 от 04мая 2017 года по состоянию на 17февраля 2014 года, 12 февраля 2016 года в размере 339 820 000 рублей, 9 920 000 рублей, 167 780 000 рублей, 460 000 рублей соответственно, поскольку такая рыночная стоимость нежилых помещений подтверждена надлежащими доказательствами.
Согласно абзацу первому статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в комиссии и в суде.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не является обязательным.
Поскольку требования Александровой А.Ф. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости поданы в суд23декабря 2016 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0003016:3976, 77:01:0003016:3977, 77:01:0003016:3978 применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 12февраля 2016 года и по 31 декабря 2016 года.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации впункте 14 Постановления от 30 июня 2015 года N 28 " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости " в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведенийранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотрекадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено посуществу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право наприменение результатов такого пересмотра для целей, установленныхзаконодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Действующее правовое регулирование предусматривает право административного истца пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания ( пункт 15 статьи 378.2 , пункт 1 статьи 391 , пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18 , абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Александрова А.Ф.является собственником нежилого помещения, общей площадью 3 017,8 кв. метров, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 20, стр. 2 , внесённого в государственный кадастр недвижимости 17февраля 2014 года с кадастровым номером 77:01:0003026:3275.
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости установлена по состоянию на 17февраля 2014 года в размере 588 636 164, 19рублей на основе результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых постановлением Правительства Москвыот 21 ноября 2014 года N 688-ПП.
Поскольку административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости в отношении данного помещения было подано Александровой А.Ф. в суд23декабря 2016 года, т.е. в налоговом периоде, в котором помещение с кадастровым номером 77:01:0003026:3275 существовало как объект недвижимости, следовательно, на дату обращения в суд у административного истца сохранялось право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, а именно право пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, в котором подано заявление.
При таких данных, сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003026:3275 , установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года по 18 апреля 2016 года (дата снятия объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003026:3275 с кадастрового учёта).
То обстоятельство, что рыночная стоимость объектов недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этих объектов, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае её пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно части 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Александровой А* Ф* об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003026:3275 , общей площадью 3 017,8 кв. метров, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 17февраля 2014 года в размере339 820 000 (триста тридцать девять миллионов восемьсот двадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003016:3976 , общей площадью 92,9 кв. метра, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 12февраля 2016 года в размере 9 920 000 (девять миллионов девятьсот двадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003016:3977 , общей площадью 1575,3 кв. метров, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 12февраля 2016 года в размере 167 780 000 (сто шестьдесят семь миллионов семьсот восемьдесят тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003016:3978 , общей площадью 4,8 кв. метра, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 12февраля 2016 года в размере 460 000 (четыреста шестьдесят тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимостинежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003026:3275 , общей площадью 3 017,8 кв. метров, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003016:3976 , общей площадью 92,9 кв. метра, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003016:3977 , общей площадью 1575,3 кв. метров, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003016:3978 , общей площадью 4,8 кв. метра, расположенных по адресу: г.Москва, *.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003026:3275 ,общей площадью 3 017,8 кв. метров, расположенного по адресу: г.Москва, *, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года и по 18апреля 2016 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда в отношении нежилых помещений с кадастровым номером 77:01:0003016:3976 , общей площадью 92,9 кв. метра, с кадастровым номером 77:01:0003016:3977 , общей площадью 1575,3 кв. метров, с кадастровым номером 77:01:0003016:3978 , общей площадью 4,8 кв. метра, расположенных по адресу: г.Москва, *, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 12февраля 2016 года и по 31 декабря 2016 года.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений считать 23декабря 2016 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.