Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А.,
при секретаре Федченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО Фирма "ЭКОДОР" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ
ООО Фирма "ЭКОДОР" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:06:0015013:1205.
В своем заявлении общество просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "Оценочная компания "***", по состоянию на 20 июня 2016 года в размере *** рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником нежилых зданий, строений и сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:06:0015013:1205, а, следовательно, имеет преимущественное право выкупа или заключения договора аренды указанного земельного участка. При этом как выкупная цена земельного участка, так и арендная плата за участок исчисляются исходя из его кадастровой стоимости. В свою очередь кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:06:0015013:1205 по состоянию на 20 июня 2016 года определена в размере *** рубль 10 копеек.
При таких обстоятельствах несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца как лица, претендующего на заключение договора аренды земельного участка.
Представитель ООО Фирма "***" по доверенности Кушикова С.А. в судебном заседании требование о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка уточнила, просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, определенном по результатам судебной оценочной экспертизы, а именно в размере *** рублей.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Белова А.А. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении слушания дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО Фирма "ЭКОДОР" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0015013:1004, расположенного по адресу: "адрес"; нежилого здания с кадастровым номером 77:02:0015013:1002, расположенного по адресу: "адрес"; грузовой площадки, расположенной по адресу: "адрес"; разгрузки базы инертных грузов, расположенной по адресу: "адрес", что подтверждается представленным в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 11-14).
20 февраля 2016 года Департаментом городского имущества г. Москвы было издано распоряжение, которым была утверждена схема расположения земельного участка, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:02:0015013:15 и расположенного по адресу: "адрес". Департаментом городского имущества г. Москвы выражено согласие по предоставлению вновь образованного земельного участка ООО Фирма "ЭКОДОР" на праве аренды (т. 1, л.д. 16).
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, е сли иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" исчисление арендной платы за земельный участок производится в процентах от его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:06:0015013:1205 по состоянию на 20 июня 2016 года составила *** рубль 10 копеек, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т. 1, л.д. 15).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названного земельного участка влияют на права и обязанности ООО Фирма "ЭКОДОР" как лица, являющегося собственником зданий и сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:06:0015013:1205, и которое в силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ претендует на заключение договора аренды данного участка.
Соответственно, административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной на дату определения его кадастровой стоимости, то есть на 20 июня 2016 года, а доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы, о том, что ООО Фирма "ЭКОДОР" не может быть заказчиком оценки земельного участка, так как права административного истца на земельный участок не оформлены (т. 1, л.д. 149-150), подлежат отклонению.
Указанное подтверждается и позицией, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которой лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Судом также установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и 23 декабря 2016 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве (т. 1, л.д. 21).
В обоснование своих требований ООО Фирма "ЭКОДОР" представило в комиссию отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 3 октября 2016 года N 02-03/16/1585, подготовленный ООО "Оценочная компания "ВЕТА" (далее - отчет об оценке), в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:06:0015013:1205 по состоянию на 20 июня 2016 года определена в размере *** рублей (т. 1, л.д. 22-115). Также административным истцом было представлено в комиссию положительное экспертное заключение на данный отчет, выполненное Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" (т. 1, л.д. 116-134).
17 января 2017 года решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 51-521/2017 (т. 1, л.д. 135-137) заявление ООО Фирма "ЭКОДОР" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка было отклонено, в связи с чем общество обратилось с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО Фирма "ЭКОДОР" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, были представлены отчет и положительное экспертное заключение, ранее направлявшиеся в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости для проверки доводов административного ответчика и в целях устранения возникших сомнений относительно достоверности представленного отчета судом по ходатайству административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "***".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 2 мая 2017 года отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:06:0015013:1205, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:06:0015013:1205 по состоянию на 20 июня 2016 года по результатам судебной экспертизы составляет *** рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы от 2 мая 2017 года, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка от 3 октября 2016 года, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Оценочная компания "***", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объекта оценки.
При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности (стр. 4-10 экспертного заключения).
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, определенной не по результатам оценки, проведенной ООО "***", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок земельных участков в районах идентичных району расположения объекта оценки; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 20 июня 2016 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, оснований сомневаться в правильности и обоснованности выводов и суждений эксперта у суда не имеется.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ; принимая во внимание, что определенная в представленном административным истцом отчете об оценке рыночная стоимость спорного объекта недвижимости признана недостоверной, в то время как оснований сомневаться в обоснованности выводов эксперта относительно рыночной стоимости земельного участка не имеется; проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 20 июня 2016 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Тот факт, что согласно ответу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в отношении спорного земельного участка 31 декабря 2016 года в ЕГРН были внесены новые сведения о кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года (т. 1, л.д. 145), правового значения для разрешения спора не имеет.
Так, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ (п. 12 Постановления от 30 июня 2015 года N 28), н еобходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности (в том числе ранее не учтенных и вновь образованных объектов недвижимости) является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 77:06:0015013:1205 является вновь образованным и сведения о нём были внесены в ЕГРН 20 июня 2016 года, постольку кадастровая стоимость спорного объекта была определена по состоянию на 20 июня 2016 года.
С учетом того, что по состоянию на 1 января 2016 года спорный земельный участок не существовал, кроме того, рыночная стоимость данного объекта определена по состоянию на 20 июня 2016 года (что позже 1 января 2016 года), применению для целей действующего законодательства подлежит именно кадастровая стоимость, устанавливаемая судом на основании сведений о рыночной стоимости участка, определенной по состоянию на 20 июня 2016 года.
С учетом того, что административный истец обратился в комиссию 23 декабря 2016 года, принимая во внимание положения ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", учитывая, что после 20 июня 2016 года кадастровая стоимость объекта в результате проведения очередной кадастровой оценки не изменялась, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 20 июня 2016 и является актуальной для административного истца в том числе на дату разрешения административного спора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:06:0015013:1205 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 20 июня 2016 года, в размере *** рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 23 декабря 2016 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 20 июня 2016 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Согласовано и опубликовано: дата
Судья: подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.