Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
при секретаре Матвеенко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-556/2017 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Семёновский Торгово Строительный Комплекс"о признании незаконным уведомления комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 28декабря 2016 года за N 51-11439/2016об отказе в принятии документов к рассмотрению и возложении обязанности рассмотреть по существу заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Семёновский Торгово Строительный Комплекс"28 марта 2017 года обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит: признать незаконным уведомлениекомиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 28 декабря 2016 года за N 51-11439/2016 об отказе в принятии документов о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:104, площадью 26 601кв.м, расположенного по адресу: г.Москва,*, по состоянию на 02апреля 2015 года; возложить накомиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность рассмотреть по существу поданное 22 декабря 2016 года заявление ОАО "Семёновский Торгово Строительный Комплекс" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимостиземельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:104, площадью 26 601 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *,по состоянию на 02апреля 2015 года.
Требования мотивированы тем, что ОАО "Семёновский Торгово Строительный Комплекс"является арендаторомуказанного земельного участка. С целью соблюдения обязательного досудебного порядка определения кадастровой стоимости административный истецподал в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве 22 декабря 2016 годазаявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 02апреля 2015 года, с приложением необходимых документов. Однако уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 28 декабря 2016 года за N 51-11439/2016 административному истцуотказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка по мотиву пропуска срока его подачи. Административный истец считает незаконным и подлежащим отмене указанное уведомление, поскольку срок подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 02апреля 2015 года не пропущен, так как заявление подано 22 декабря 2016 года, то есть в период действия оспариваемой кадастровой стоимости. Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москве по состоянию на 1 января 2016 года" применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2017 года.
В судебном заседании представители административного истца ОАО "Семёновский Торгово Строительный Комплекс"Бовкун Е.В., Малеев С.В., действующие по доверенности, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Москве Фокина Н.С. явилась, возражала против удовлетворения требований, заявленных административным истцом, пояснив, что административному истцубыло отказано в принятии заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости ввиду пропуска срока для его подачи. В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки. Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N791-ПП утверждены результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участкапо состоянию на 1 января 2016 года, которые были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2016 года. Административный истецобратилсяв комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка22 декабря 2016 года, то есть после даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой оценки, утверждённых постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N791-ПП, что является основанием для отказа в принятии заявления.
Представители административного ответчикакомиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, заинтересованных лиц Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены. При таких обстоятельствах и на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителей указанных административного ответчика, заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Семёновский Торгово Строительный Комплекс" является арендатором земельного участка, что подтверждается договором долгосрочной аренды земельного участка N М-03-027260 от 11октября 2006 года. По условиям договора аренды размер арендной платы за земельный участок определяется с учётом устанавливаемых Правительством Москвы ставок арендной платы за землю в городе Москве, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Поскольку административный истец является арендатором земельного участка и оплачивает арендную плату исходя из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, его права и законные интересы напрямую затрагиваются установленной кадастровой стоимостью земельного участка, и он вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости данного земельного участка в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" , является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтённого объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
02 апреля 2015 года на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 05 марта 2015 года N 2919 произведён государственный кадастровый учёт изменений разрешённого использования спорного земельного участка.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москве"установлена кадастровая стоимостьспорного земельного участка1 428 033 042,83 рублей по состоянию на 02 апреля 2015 года.
Административный истецне согласился с указанной кадастровой стоимостью и 22 декабря 2016 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 02апреля 2015 года, с приложением всех необходимых документов, что не оспаривается представителем административного ответчика УправленияРосреестра по Москве.
Положения пункта 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 года N263, предусматривают, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано с нарушением сроков, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
Уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 28 декабря 2016 года за N 51-11439/2016отказано в принятии заявления административного истцао пересмотре кадастровой стоимости земельного участкапо состоянию на 02апреля 2015 года по мотиву пропуска срока для его подачи,так как постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москве по состоянию на 1 января 2016 года" установлена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года. Величина кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года внесена в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2016 года.
Проверяя законность указанного отказа комиссии в принятии к рассмотрению заявления административного истцао пересмотре кадастровой стоимости земельного участкапо состоянию на 02апреля 2015 года, оформленного в виде уведомления секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москв еот 28 декабря 2016 года за N 51-11439/2016, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" р езультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае , если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
С учетом приведённых норм права, а также разъяснений, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", заявление о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москве" данное постановление применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2015 года.
В силу пункта 2 постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельгорода Москве по состоянию на 1 января 2016 года" данное постановление применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 года.
Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость спорного земельного участкапо состоянию на 02апреля 2015 года, утверждённая на основании Постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N687-ПП, действовала в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. Новая кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года, утвержденная на основании Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N791-ПП, применяется только к правоотношениям, возникающим с 1 января 2017 года.
При таких обстоятельствах, на 22 декабря 2016 года оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость спорного земельного участкапо состоянию на 02апреля 2015 года подлежала применению, затрагивала права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы, которая подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 02апреля 2015 года.
Из уведомления комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 28 декабря 2016 года за N 51-11439/2016 усматривается, что административный истецпредоставил в комиссию весь пакет необходимых документов, предусмотренных статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
На основании изложенного, отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в принятии заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участкапо состоянию на 02апреля 2015 года, оформленный в виде уведомления секретаря комиссии от 28 декабря 2016 года за N 51-11439/2016, не соответствует положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 года N263, вследствие этого является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, с уд, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,считает необходимым возложить на к омиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу поданное 22 декабря 2016 года заявление ОАО "Семёновский Торгово Строительный Комплекс"о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участкапо состоянию на 02апреля 2015 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявлениеоткрытого акционерного общества "Семёновский Торгово Строительный Комплекс" удовлетворить.
Признать незаконным отказкомиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москвев принятии к рассмотрениюзаявленияоткрытого акционерного общества "Семёновский Торгово Строительный Комплекс" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:104, площадью 26 601 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, оформленный в виде уведомления секретаря комиссии от 28 декабря 2016 года за N 51-11439/2016.
Обязать комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве рассмотреть по существу в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу поданное 22 декабря 2016 года заявление открытого акционерного общества "Семёновский Торгово Строительный Комплекс" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимостиземельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:104, площадью 26 601 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Московского городского судаА.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.