Московский городской суд
в составе судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
при секретаре Жергановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-626/2017 по административному исковому заявлению Галкина И* А*, Галкиной И* А* о признании недействующими пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 1.9 решения Совета депутатов муниципального округа Головинский от 26 апреля 2016 года N 43 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального округа Головинский от 28 октября 2014 года N 85 "Об утверждении Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский" ,
УСТАНОВИЛ:
Совет депутатов муниципального округа Головинский 26 апреля 2016 года принял решение N 43 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального округа Головинский от 28 октября 2014 года N 85 "Об утверждении Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский" (далее - Решение СД N 43), которое опубликовано на официальном сайте Совета депутатов муниципального округа Головинский http:// www . nashe - golovino . ru , 29 апреля 2016 года, и в печатном издании "Наше Головино" N 4, апрель 2016 года.
Пунктом 1 Решения СД N 43 принято решение внести изменения в приложение к решению Совета депутатов муниципального округа Головинский от 28 октября 2014 года N 85 "Об утверждении Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский".
Галкин И.А., Галкина И.А. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 1.9 Решения СД N 43, мотивируя свои требования тем, что являются жителями муниципального округа Головинский. Кроме того, Галкина И.А. является депутатом Совета депутатов муниципального округа Головинский.Административные истцы полагают, что внесённые в Регламент Совета депутатов муниципального округа Головинский изменения противоречат Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральному закону от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Федеральному закону от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закону города Москвы от 06 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", Закону города Москвы от 25 ноября 2009 года N 9 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве", Уставумуниципального округа Головинский в городе Москве, принятому решением муниципального Собрания Головинский в городе Москве от 03 декабря 2003 года N 64-25, и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права жителей и депутатов внутригородского муниципального образования Головинский на получение информации и участие в осуществлении местного самоуправления.
Административные истцы Галкин И.А., Галкина И.А. и их представитель Аносова Л.С. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Совета депутатов муниципального округа Головинский Данько А.А., представляющий также интересы главы муниципального округа Головинский Архипцовой Н.В., административный ответчик глава муниципального округа Головинский Архипцова Н.В. требования административных истцов не признали, указали, что оспариваемые нормативные положения приняты в рамках компетенции органа местного самоуправления, не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административных истцов.
Выслушав объяснения административных истцов Галкина И.А., Галкиной И.А., их представителя Аносовой Л.С., представителя административных ответчиков Данько А.А., административного ответчика главы муниципального округа Головинский Архипцовой Н.В., изучив материалы дела, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
В городах федерального значения в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях (часть 1 статьи 79 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 3 Закона города Москвы от 06 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" закреплён принцип самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Из положений пункта 13 статьи 12 Закона города Москвы от 06 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" следует, что порядок проведения заседаний, правила и процедуры работы представительного органа устанавливаются уставом муниципального образования или регламентом представительного органа.
В силу положений статей 7, 8 Устава муниципального округа Головинский в городе Москве, принятого решением муниципального Собрания Головинский в городе Москве от 03 декабря 2003 года N 64-25 (с последующими изменениями), порядок проведения заседаний, правила и процедура работы Совета депутатов устанавливаются Регламентом Совета депутатов, утверждаемым муниципальным правовым актом Совета депутатов.
Совет депутатов осуществляет свои полномочия на заседаниях. Заседания Совета депутатов проводятся в соответствии с Регламентом Совета депутатов, но не реже одного раза в три месяца.
Таким образом, суд считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят компетентным органом местного самоуправления в городе Москве, по предмету, отнесённому к его ведению федеральным и региональным законодательством, с соблюдением предоставленных полномочий.
Статьёй 39 Устава муниципального округа Головинский в городе Москве установлено, что муниципальные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее тридцати дней со дня их принятия. Датой официального опубликования (обнародования) муниципального нормативного правового акта является день первого опубликования его полного текста в печатном средстве массовой информации, определённом Советом депутатов. Муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их принятия (издания), если в самом акте не оговорено иное, и подлежат размещению на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в иных электронных справочных системах (с обязательной ссылкой на источник их официального опубликования).
Следовательно, оспариваемое Решение СД N 43 введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно пункту 1.1 Решения СД N 43 пункт 5 статьи 14 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский подлежит изложению в редакции:
"5. Заседания Совета депутатов проводятся открыто. Вопросы повестки дня, к материалам которых доступ ограничен федеральным законодательством, могут обсуждаться в закрытом режиме. В случаях, предусмотренных статьей 18, могут проводиться закрытые заседания на основании протокольного решения.".
Также пункт 1.3 Решения СД N 43 устанавливает, что в статье 18 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский пункты 6 и 7 надлежит изложить в следующей редакции:
"6. Если в ходе заседания Совета депутатов возникает беспорядок, который председательствующий лишён возможности пресечь, объявляется перерыв, и председательствующий покидает свое место. В этом случае заседание Совета депутатов считается прерванным до 20 минут."
"7. В случае массового нарушения порядка лицами, присутствующими на заседании Совета депутатов, Совет депутатов может удалить их (за исключением депутатов) из зала заседания или продолжить заседание Совета депутатов в закрытом режиме на основании протокольного решения.".
Вместе с тем, пункт 1.5 Решения СД N 43 приводит следующую редакцию пункта 1 статьи 20 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский:
"1. Отдельные вопросы повестки дня могут обсуждаться в закрытом режиме в случаях ограничения доступа к обсуждаемой информации в соответствии с федеральным законодательством. Вопросы повестки дня могут обсуждаться в закрытом режиме в случаях и порядке, предусмотренном статьёй 18 настоящего Регламента.".
Внося указанные изменения в Регламент Совета депутатов муниципального округа Головинский, предусматривается возможность обсуждать вопросы повестки дня в закрытом режиме, при этом, в первую очередь, в соответствии с требованиями пункта3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а именно в случаях, когда информация составляет государственную или служебную тайну , то есть речь идёт об ограничении, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно введённым изменениям, в закрытом режиме может проходить заседание исключительно в случае беспорядков на заседании, а именно массового нарушения порядка лицами, присутствующими на заседании Совета депутатов.
Проведение заседания Совета депутатов в закрытом режиме является исключительной мерой, направленной на обеспечение порядка, безопасности и нормального функционирования представительного органа местного самоуправления.
Кроме того, порядок урегулирования возникших беспорядков детально изложен в статье 18 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский и, соответственно, возможность проведения закрытого заседания возникает только при невозможности иными способами обеспечить безопасность и надлежащее проведение заседания Совета депутатов.
При этом, права административного истца Галкиной И.А. указанными положениями оспариваемого Решения СД N 43 не нарушаются, поскольку она является депутатом Совета депутатов муниципального округа Головинский и продолжает присутствовать на заседании Совета депутатов даже при проведении заседаний в закрытом режиме.
Праваадминистративного истца Галкина И.А. и иных жителей муниципального округа Головинский на получение информации о деятельности органов местного самоуправления при проведении заседаний в закрытом режиме на основании положений статьи 18 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский также не нарушаются, поскольку такая информация доступна и в ином порядке.
Так, в силу пункта 2 статьи 21 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский аудиовидеозапись закрытых заседаний Совета депутатов не размещается в сети "Интернет" только при условии, если такие сведения защищены федеральным законом и составляют охраняемую законом тайну.
Следовательно, вопросы, рассмотренные в закрытом режиме, но которые не содержат сведений, защищённых федеральным законом или составляющих охраняемую законом тайну, размещаются в сети Интернет и доступны неограниченному количеству лиц.
Согласно статье 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";
3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведённых для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
Таким образом, федеральным законодателем устанавливается обязанность обеспечить доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, при этом, нет императивной обязанности обеспечивать получение такой информации всеми перечисленными способами.
Положения пунктов 1.1, 1.3, 1.5 Решения СД N 43 соотносятся и со стандартами, закреплёнными в международно-правовых актах, которые, провозглашая право каждого человека на свободное выражение своего мнения, включая свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи любыми средствами, одновременно устанавливают, что осуществление этих прав и свобод может быть сопряжено с определёнными ограничениями, предусмотренными, в частности, в интересах общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, прав других лиц ( статьи 18 , 19 и пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьи 9 и 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Кроме того, непосредственно из закреплённых Конституцией Российской Федерации основ конституционного строя вытекает необходимость принятия адекватных мер, направленных на её защиту, а также обязанность государства по установлению правовых механизмов, в максимальной степени способствующих обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению беспорядков, преступлений, предотвращению их негативных последствий для охраняемых законом прав и интересов граждан.
С учётом изложенного,суд приходит к выводу о том, что пункты 1.1, 1.3, 1.5 оспариваемого Решения СД N 43 не противоречат положениям законодательства, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 1.2 оспариваемого Решения СД N 43 в статью 17 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский вносятся следующие изменения:
1) В пункте 1: слова ", а также" заменить словом "или".
С учётом внесённых изменений, пункт 1 статьи 17 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский устанавливает, что глава муниципального округа не позднее чем за 5 дней до дня проведения очередного заседания Совета депутатов доводит до сведения депутатов проект повестки дня очередного заседания путём её направления депутатам по электронной почте или посредством предоставления для ознакомления непосредственно в помещении администрации.
В свою очередь, пункты 2.1 и 3 статьи 17 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский дополнены следующими изменениями:
"2.1. Не позднее чем за 2 рабочих дня до дня проведения заседания Совета депутатов, депутаты вправе направить в администрацию свои предложения по проектам решений. Предложения депутатов по проектам решений рассматриваются администрацией на соответствие действующему законодательству, законам города Москвы, Уставу муниципального округа и муниципальным нормативным правовым актам, после чего направляются депутатам для рассмотрения и ознакомления с последующим рассмотрением таких предложений на заседании Совета депутатов посредством голосования.";
"3. Проект повестки дня и материалы к внеочередному заседанию Совета депутатов предоставляются депутатам. Проект повестки дня размещается на официальном сайте не позднее, чем за 1 рабочий день до дня его проведения.".
Пункт 1.2 Решения СД N 43 принят в рамках дискреционных полномочий Совета депутатов муниципального округа Головинский как представительного органа местного самоуправления, регулирующего, в частности, вопросы порядка проведения заседаний, правил и процедуры работы Совета депутатов.
Совет депутатов вправе установить как срок до дня проведения очередного заседания Совета депутатов, в который глава муниципального округа доводит до сведения депутатов проект повестки дня очередного заседания, так и порядок доведения до сведения депутатов проекта повестки дня очередного заседания, в том числе путем её направления депутатам по электронной почте или посредством предоставления для ознакомления непосредственно в помещении администрации.
При этом указанным порядком права депутатов на получение данных сведений не ограничиваются, а, напротив, урегулирован механизм реализации права депутатов на получение проекта повестки для очередного заседания и представление своих предложений по проектам решений.
Положение пункта 1.2 Решения СД N 43 нельзя рассматривать как ограничение прав и законных интересов депутатов, поскольку оно не вводит каких-либо дискриминационных или запретительных положений, не предусмотренных законодательством, имеющим большую юридическую силу.
П о смыслу пункта 2.1 статьи 17 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский решение администрации о соответствии предложений депутатов действующему законодательству не является обязательным условием для последующего рассмотрения таких предложений на заседании Совета депутатов.
Пунктом 1.6 Решения СД N 43 в статье 21 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский в пункте 2 слова "(закрытого рассмотрения отдельных вопросов повестки дня)" исключены.
В новой редакции пункт 2 статьи 21 Регламента изложен следующим образом: "Аудиовидеозапись закрытых заседаний Совета депутатов, не размещается в сети "Интернет", при условии, если такие сведения защищены федеральным законом и составляют охраняемую законом тайну.".
Данное положение соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а именно закрытое заседание может проводиться в случаях, когда информация составляет государственную или служебную тайну.
Следовательно, данное ограничение прямо предусмотрено федеральным законодательством.
В результате принятия пункта 1.6 Решения СД N 43, в новой редакции изложен пункт 4 статьи 21 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский, где слова "и копирования" исключены.
Пункт 4 статьи 21 Регламента Совета депутатов муниципального округаГоловинский изложен следующим образом: "Аудиовидеозаписи подлежат хранению в сети "Интернет" и должны быть доступны для просмотра неограниченному кругу лиц в течение всего срока хранения.".
Пунктом 2 статьи 6 Федерального законаот 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусмотрено, что доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления осуществляется в том числе путём размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".
Обязанности по предоставлению возможности копировать данную информацию федеральным законодателем не установлено.
В связи с этим исключение такой возможности не противоречит положениям федерального закона и не может расцениваться как ограничение прав граждан на получение информации, которые имеют безусловное право на просмотр аудиовидеозаписей заседаний Совета депутатов в сети "Интернет" в течение всего срока их хранения.
Пунктом 1.7 Решения СД N 43 в статье 28 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский исключены подпункт 3 пункта 3, которым предусматривалось, что к протоколу заседания прилагаютсяособые мнения депутатов (при их наличии), а также пункт 5 следующего содержания: "5. Депутат (группа депутатов) имеет право выразить своё особое мнение по любому вопросу повестки дня заседания. Факт выражения особого мнения заносится в протокол. Текст особого мнения может быть предоставлен в письменном виде в течение двух рабочих дней после заседания. Особое мнение депутата приобщается к протоколу заседания Совета депутатов. Особым мнением депутата признаётся субъективная точка зрения при рассмотрении какого-либо вопроса, включённого в повестку дня.".
Пунктом 1.9 Решения СД N43 в статье 52 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский исключён пункт 2 следующего содержания: "2. Депутат вправе требовать внести в протокол заседания Совета депутатов его особое мнение по какому-либо рассматриваемому вопросу в рамках повестки дня.".
Положений законодательства, имеющего большую юридическую силу, устанавливающих обязательное наличие такого механизма в рамках проведения заседаний Совета депутатов муниципального образования, как особое мнение депутата, его представление в письменной форме и дальнейшее приобщение к протоколу заседания, не имеется.
Доводы административных истцов о нарушении указанным положением права депутатов муниципального образования, предусмотренного пунктом 9 статьи 2 Закона города Москвы от 25 ноября 2009 года N 9 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве", согласно которому депутат вправе получать и распространять информацию, несостоятелен, поскольку исключение из Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский возможности приобщать к протоколу заседания особое мнение в письменном виде не ограничивает права депутатов на распространение информации.
В соответствии с вышеупомянутой статьёй 2 Закона города Москвы от 25 ноября 2009 года N 9 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве" закреплены и иные способы распространения депутатом информации: проведение встреч с избирателями и отчёты перед ними; обращение в письменной или устной форме в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, к соответствующим должностным лицам и руководителям по вопросам местного значения или по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий; направление депутатских запросов в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, их должностным лицам по вопросам местного значения или по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий; выступление по вопросам местного значения или по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных полномочий в средствах массовой информации.
В то же время, в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Регламента депутат муниципального округа Головинский вправе:
1) избирать и быть избранным в рабочие органы Совета депутатов, предлагать кандидатов (в том числе и свою кандидатуру) в эти органы;
2) вносить предложения по повестке дня, по порядку ведения заседания Совета депутатов;
3) вносить поправки к проектам решений;
4) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику (содокладчику), выступать по мотивам голосования (до голосования);
5) требовать постановки своих предложений по вопросам повестки дня на голосование;
6) высказывать мнение по персональному составу создаваемых или созданных Советом депутатов рабочих органов и кандидатурам лиц, избираемых или назначаемых Советом депутатов;
7) ставить вопрос о необходимости разработки решения Совета депутатов, вносить проекты решений;
8) оглашать на заседаниях Совета депутатов обращения граждан, имеющие общественное значение;
9) получать информацию о деятельности администрации;
10) представлять проекты депутатских запросов для рассмотрения Советом депутатов;
11) пользоваться другими правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, Уставом муниципального округа и настоящим Регламентом.
Статья 51 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский предусматривает, что депутат вправе присутствовать на заседании любого рабочего органа Совета депутатов, членом которого он не является, и принимать участие в обсуждении любых вопросов с правом совещательного голоса (пункт 3).
Определяя требования к протоколу заседания Совета депутатов, статья 28 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский в пунктах 6, 7 закрепляет необходимость указания в протоколе заседания:
краткого изложения обсуждения вопросов, включённых в повестку дня, фамилий, инициалов выступающих;
содержания всех принятых решений с указанием числа голосов, поданных "за", "против", и воздержавшихся, а также сведений о лицах, голосовавших против принятия проекта решения Совета депутатов и потребовавших внести запись об этом в протокол заседания Совета депутатов. Указание формы голосования: простое, поименное.
Очевидно, что при таких данных из протокола заседания Совета депутатов будет видна позиция депутата по соответствующему вопросу.
Таким образом, суд приходит к убеждению о том, что ограничениеправдепутатов ввиду исключения из Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинскийприведённых положений, связанных с особым мнением, не противоречит законодательству и не уменьшает объём прав и полномочий, представленных депутату представительного органа муниципального образования Головинский федеральным и региональным законодательством.
Также пункт 1.9 Решения СД N 43 излагает пункт 4 статьи 52 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский в следующей редакции:
"4. Администрацией обеспечивается беспрепятственный доступ депутатов к правовым актам, принятым органами местного самоуправления. По письменному запросу депутата предоставляются заверенные копии муниципальных правовых актов, если такие муниципальные правовые акты не размещены или не опубликованы в иных официальных источниках.".
Из содержания указанного положения не следует ограничения прав депутатов на получение какой-либо информации. Официально опубликованные правовые акты не нуждаются в заверении органом,их издавшим, и, соответственно, полученные из открытых источников обладают той же юридической силой.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Частью 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Статья 39 "Опубликование (обнародование) и введение в действие муниципальных нормативных и иных правовых актов" Устава муниципального округа Головинский в городе Москве в действующей редакции регламентирует порядок обнародования и вступления в силу муниципальных правовых актов, принимаемых Советом депутатов, администрацией.
Раскрывая понятие официального опубликования нормативного правового акта, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в пункте 21 разъяснил, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 1, 2, 7 статьи 39 Устава муниципального округа Головинский в городе Москве .
Д ействующее законодательство, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению возможности ознакомления граждан с муниципальными правовыми актами, не предусматривает обязанность по предоставлению заверенных копий муниципальных правовых актов в случае, если такие муниципальные правовые акты размещены или опубликованы в официальных источниках .
Установленный порядок обнародования является общедоступным способом размещения информации и обеспечивает доступ населения муниципального образования к информации о принятых представительным органом местного самоуправления нормативных правовых актах.
Вопреки утверждениям административных истцов, пункт 4 статьи 52 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский в новой редакции не исключает предоставление депутатам указанной информации: он наделяет органы местного самоуправления правом не предоставлять заверенные копии муниципальных правовых актов по запросу депутатов, если запрашиваемая информация опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте данного органа, т.е. когда доступ к ней обеспечен иными способами.
Названное положение в полной мере соотносится со статьёй 20 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в которой перечислены основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Так, согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети "Интернет".
Кроме того, непротиворечит пункт 1.9 Решения СД N 43 и положениямпунктов 2, 4, 9 статьи 2 и статьи 7 Закона города Москвы от 25 ноября 2009 года N 9 "О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве", устанавливающим гарантии осуществления полномочий депутата, а также иным нормативным правовым актам, регулирующим деятельность депутатов муниципальных образований.
Не могут быть приняты во внимание и аргументы административных истцов о том, что исключение отдельных слов, положений из пункта 4 статьи 21, статей 28, 52 Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский противоречит действующему законодательству и нарушает их права и законные интересы. Действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению представительным органом местного самоуправления, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта полностью или в части, а вопрос о целесообразности принятия таких актов относится к исключительной компетенции соответствующего органа.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречили бы оспариваемые нормативные положения, не имеется.
Таким образом, оспариваемое Решение СД N 43 принято Советом депутатов муниципального округа Головинский по предмету ведения органа местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным и региональным законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, прав и свобод административных истцов не нарушает.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приходя к выводу о том, что оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и свобод административных истцов, не противоречат федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Галкина И.А., Галкиной И.А.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Галкина И* А*, Галкиной И* А* о признании недействующими пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 1.9 решения Совета депутатов муниципального округа Головинский от 26 апреля 2016 года N 43 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального округа Головинский от 28 октября 2014 года N 85 "Об утверждении Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение .
Судья Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.