Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А.,
при секретаре Федченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО "КЖБК-2" об оспаривании действий Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившихся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию,
УСТАНОВИЛ:
АО "КЖБК-2" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия), в котором просит признать незаконными действия Комиссии, выразившееся в вынесении уведомления от 23 декабря 2016 года N 51-11112/2016 об отказе в принятии к рассмотрению заявления АО "КЖБК-2" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002006:1454.
В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002006:1454. Кадастровая стоимость поименованного объекта недвижимого имущества определена по состоянию на 1 января 2014 года в размере 450 659 346 рублей 24 копеек.
Поскольку несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, АО "КЖБК-2", воспользовавшись правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, 16 декабря 2016 года обратилось с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Между тем уведомлением (далее - Уведомление) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 23 декабря 2016 года N 51-11112/2016 об отказе в принятии документов на Комиссию, заявление АО "КЖБК-2" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002006:1454 возвращено подателю со ссылкой на отсутствие нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа, подтверждающего право заявителя АО "КЖБК-2" на спорный объект недвижимого имущества.
Административный истец считает незаконными действия Комиссии по отказу в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания, выразившиеся в вынесении Уведомления от 23 декабря 2016 года N 51-11112/2016, поскольку они противоречит нормам Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Представитель административного истца Сайфуллина Е.А. в судебном заседании требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.18 этого же Закона к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Судом установлено, что АО "КЖБК-2" 16 декабря 2016 года в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:04:0002006:1454 по основанию установления в отношении данного объекта недвижимости рыночной стоимости.
Согласно перечню приложений к заявлению были приложены: кадастровая справка о кадастровой стоимости здания; нотариально заверенная копия свидетельства о внесении в реестр на территории г. Москвы; оригинал выписки из ЕГРП; оригинал отчета об оценке на бумажном носителе и в электронной форме; экспертное заключение на отчет на бумажном носителе и в электронной форме; нотариально заверенная копия доверенности на представителя; заверенные печатью организации учредительные документы, подтверждающие смену организационно-правовой формы и наименования организации с ООО "ЖБК-2" на АО "КЖБК-2". Эти же документы поименованы в качестве возвращаемых административному истцу в оспариваемом Уведомлении.
Между тем Уведомлением от 23 декабря 2016 года N 51-11112/2016 отказано в принятии к рассмотрению заявления АО "КЖБК-2" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002006:1454. В качестве основания для вынесения Уведомления указано на то, что административным истцом не представлена нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа, подтверждающего право заявителя АО "КЖБК-2" на спорный объект недвижимого имущества. При этом административным истцом представлена копия правоустанавливающего документа на объект недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002006:1454, согласно которому право собственности на здание зарегистрировано за ООО "ЖБК-2".
Указанные выводы Комиссии суд считает необоснованными.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 8.1 ГК РФ п рава на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Иное установлено положениями ст.ст. 58, 59, 218 ГК РФ.
Согласно ст. 58 ГК РФ п ри преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Статьей 59 ГК РФ предусмотрено, что при реорганизации юридического лица составляется передаточный акт, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. При этом в силу ст. 16 Федерального закона от 8 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
В соответствии с п. 4 ст. 8.1 ГК РФ, если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия.
Таким образом, государственная регистрация перехода права собственности на объект недвижимости при реорганизации юридического лица в форме преобразования, а также внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости, не является обязательной и осуществляется по заявлению реорганизованного юридического лица.
В том случае, если государственная регистрация перехода права собственности при реорганизации юридического лица осуществлена не была, документами, подтверждающими наличие права собственности на объект недвижимого имущества, будут являться свидетельство о праве собственности (либо выписка из ЕГРН), подтверждающее право правопредшественника на такой объект, и документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства (передаточный акт, решение о реорганизации юридического лица, свидетельство о регистрации вновь возникшего юридического лица и т.д.).
Судом установлено, что согласно нотариально удостоверенному свидетельству о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы здание по адресу: г. Москва, просп. Рязанский, д. 26, стр. 13, общей площадью 5 487,2 кв.м. принадлежит на праве собственности ООО "ЖБК-2". Аналогичные сведения о правообладателе содержатся в выписке из ЕГРН.
Из материалов дела также следует, что 11 июня 2001 года участниками ООО "ЖБК-2" было принято решение о реорганизации ООО "ЖБК-2" в форме преобразования в ОАО "КЖБК-2", что подтверждается протоколом N 1 внеочередного общего собрания участников ООО "ЖБК-2". На основании принятого решения был составлен договор о создании ОАО "КЖБК-2". Согласно передаточному акту от 11 июня 2001 года при преобразовании ООО "ЖБК-2" к вновь возникшему ОАО "КЖБК-2" переходит всё имущество, находящееся в собственности и отражаемое на самостоятельном бухгалтерском балансе реорганизованного общества. 12 июля 2001 года Московской регистрационной палатой произведена регистрация юридического лица ОАО "КЖБК-2", реорганизованного путем преобразования из ООО "ЖБК-2", что подтверждается свидетельством от 4 сентября 2001 года. В настоящее время ОАО "КЖБК-2" переименовано в АО "КЖБК-2".
Таким образом, материалами дела подтверждено, что АО "КЖБК-2" как правопреемник ООО "ЖБК-2" является собственником здания с кадастровым номером 77:04:0002006:1454, общей площадью 5 487,2 кв.м., расположенного по адресу: "адрес".
Указанные документы были представлены одновременно с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию. При этом действующее законодательство указаний на необходимость нотариального заверения документов, подтверждающих основание для перехода права в порядке правопреемства, не содержит, обязывая заявителя предоставить лишь нотариально заверенный правоустанавливающий либо правоподтверждающий документ.
Соответственно, административным истцом в Комиссию были представлены все требуемые статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" документы, а отказ в принятии документов на Комиссию является необоснованным.
Иных оснований для отказа в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимого имущества судом также не установлено.
Так, здание с кадастровым номером 77:04:0002006:1454 включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в связи с чем административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении здания с кадастровым номером 77:04:0002006:1454 уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2014 года.
Приведенным постановлением в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002006:1454 установлена кадастровая стоимость в размере *** рублей 24 копейки.
В такой ситуации результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества влияют на права и обязанности АО "КЖБК-2" как плательщика налогов, а общество вправе обращаться в Комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта в размере рыночной.
Административный истец обратился в Комиссию в установленный Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" срок, что стороной административного истца не оспаривалось.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
С учетом изложенного, суд п ризнает незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившееся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 23 декабря 2016 года N 51-11112/2016 в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002006:1454.
Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 КАС РФ, считает необходимым возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявление АО "КЖБК-2" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 года в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 23 декабря 2016 года N 51-11112/2016 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002006:1454.
Устранить допущенное нарушение прав и свобод АО "КЖБК-2", обязав Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть по существу заявление АО "КЖБК-2" о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0002006:1454 в срок не превышающий 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Согласовано и опубликовано: дата
Судья: подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.