Московский городской суд в составе судьи Колосовой С.И., при секретаре Леденевой А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-903/2017 по административному исковому заявлению Зеленко Н.А. об установлении кадастровой стоимости жилого дома, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 6 мая 2014 года,
установил:
Зеленко Н.А. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением, уточнив исковые требования, просит установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 6 мая 2014 года в размере 25 859 000 рублей, для целей применения с 1 января 2015 года до даты внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что является собственником указанного жилого дома, п о итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2014 года утверждена в размере 151 644 320 рублей. По мнению административного истца, кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества является существенно завышенной, что нарушает ее как собственника жилого помещения, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество физических лиц, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость.
В судебном заседании представитель административного истца Зеленко Н.А. по доверенности Новоселова М.В. просила удовлетворить административные исковые требования с учетом их уточнения в части определения величины рыночной стоимости жилого дома в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Агатов А.А. в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, поддержал ранее представленные письменные пояснения по делу, полагал, что представленный истцом об оценке рыночной стоимости жилого дома не отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, в связи с чем требования истца необоснованно, кроме того не согласился с выводами судебной оценочной экспертизы в части определения величины рыночной стоимости объекта оценки.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом надлежащего извещения ответчиков о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Зеленко Н.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Зеленко Н.А. является собственником нежилого дома с кадастровым номером ***.
На государственный кадастровый учет жилой дом с кадастровым номером *** поставлен 6 мая 2014 года.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N361-ФЗ) предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01 января 2014 года утверждены постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N688-ПП.
Согласно выписке из ЕГРН от 27 апреля 2017 года кадастровая стоимость нежилого здания утверждена в размере 151 644 320 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Административный истец, обращаясь с настоящим иском в суд, просит пересмотреть кадастровую стоимость указанного выше жилого дома на основании установления кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости по состоянию на дату внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Жилой дом в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 401 названного Кодекса является объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законом г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 (ред. от 28.09.2016) "О налоге на имущество физических лиц" в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации на территории города Москвы устанавливаются ставки налога на имущество физических лиц в отношении налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, и налоговые льготы.
Зеленко Н.А., согласно положениям главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 (ред. от 28.09.2016) "О налоге на имущество физических лиц" является плательщиком налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой оценки жилого дома.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности ( абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, Зеленко Н.А., являясь собственником жилого дома , имеет законный интерес в установлении в отношении спорного объекта недвижимого имущества кадастровой стоимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость спорного объекта недвижимого имущества, административный Зеленко Н.А. представила отчет об оценке рыночной стоимости жилого дома N2017-1005-АН, выполненный оценщиком ООО "Департамент независимой экспертизы и оценки", согласно которому по состоянию на 1 января 2015 года рыночная стоимость спорного нежилого дома составила 31 022 744 рублей.
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы в своих письменных пояснениях указали на несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости спорного объекта капитального строительства требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 20 и 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку отчет об оценке, выполненный ООО "Департамент независимой экспертизы и оценки", содержит вывод о величине рыночной стоимости жилого дома по состоянию на 1 января 2015 г., а не на дату внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, по ходатайству истца судом по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено руководителю ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы по состоянию на 6 мая 2014 года рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером ***, составила - 25 859 000 рублей.
Указанное экспертное заключение подготовлено экспертом В., обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" , федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Стороны по делу доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит ничем не обоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, не представили.
Истец Зеленко Н.А. уточнила исковые требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просила установить кадастровую стоимость жилого дома, равной его рыночной стоимости в размере 25 859 000 рублей в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы, сведения о таком размере кадастровой стоимости просила применять для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1января 2015 года до 31 декабря 2016 года.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости жилого дома, которое может быть положено в основу решения.
Доказательств, свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости жилого дома, сторонами не представлено.
При таком положении суд считает возможным положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и удовлетворить административное исковое заявление Зеленко Н.А. об установлении кадастровой стоимости жилого дома, равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 мая 2014 года в размере 25 859 000 рублей.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости жилого дома Зеленко Н.А. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращалась, с настоящим иском в суд обратилась - 15 мая 2017 года.
Статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п.1).
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (п.2).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
При этом в соответствии с пунктами 3 и 4 данной нормы закона направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством ( абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), согласно которой в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Оспариваемая истцом кадастровая стоимость объекта оценки в настоящее время пересмотрена применительно к следующему периоду.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2016 года). Установленная этим нормативным правовым актом кадастровая стоимость применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 года.
Вместе с тем в обоснование своих требований о применении установленной в отношении жилого дома кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 6 мая 2014 года , на налоговые периоды 2015 г. и 2016 г., истец ссылается на то, что налоговое требование ИФНС России N51 по г. Москве об уплате налога на имущество физических лиц в отношении жилого дома, срок уплаты которого был установлен до 1 декабря 2016 года, то есть за налоговый период 2015 года, получила только в феврале 2017 года. Из данного требования следовало, что налог на имущество физических лиц был рассчитан налоговым органом исходя из сведений о кадастровой стоимости, внесенных в ЕГРН. В требовании указан срок уплаты налога до 24 апреля 2017 года.
При этом истец ссылается на то, что иных документов от налогового органа не получала, налог на имущество в виде жилого дома за 2015 г. и 2016г. не уплачивала.
В соответствии с пунктами 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством ( абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания ( пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Принимая во внимание, что в настоящее время у Зеленко Н.А. имеется недоимка по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год, а срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2016 г. на момент обращения истца в суд не наступил и что к данным правоотношениям подлежит применению оспариваемая архивная кадастровая стоимость жилого дома, то у административного истца по настоящее время сохраняется право применить результаты пересмотра кадастровой стоимости.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером *** подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2015 года и по 31 декабря 2016 года.
Настоящее решение суда является самостоятельным основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером *** .
Руководствуясь статьями 174-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Зеленко Н.А. об установлении кадастровой стоимости жилого дома, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 6 мая 2014 года удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером *** , равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 6 мая 2014 года в размере 25 859 000 рублей (двадцать пять миллионов восемьсот пятьдесят девять тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером *** , в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1января 2015 года до 31 декабря 2016 года.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером *** , считать дату обращения Зеленко Н.А. в суд -15 мая 2017 года.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья Московского городского суда С.И. Колосова
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.