Московский городской суд в составе судьи Колосовой С.И., при секретаре Леденевой А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1129/2017 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Автоэкспедиционный комбинат N45" о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Открытое акционерное общество "Автоэкспедиционный комбинат N45" (далее - ОАО "АВТОЭКСПО-45", общество) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 29 декабря 2017 года N51-11718/2016, оформленное в виде уведомления об отказе в принятии к рассмотрению документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В обоснование административных исковых требований истец ссылается на то, что, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, и оспаривая установленную кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, 23 декабря 2016 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по основанию установления кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года. К заявлению были приложены документы, предусмотренные ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Однако, уведомлением от 29 декабря 2016 года в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости было отказано по мотиву пропуска заявителем срока, предусмотренного статей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Административный истец считает уведомление об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка незаконным, нарушающим его права и законные интересы как арендатора, имеющего право на оспаривание результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости. Кроме того, истец ходатайствует о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, ссылаясь на то, что оспариваемое решение Комиссии было получено истцом 29 декабря 2016 года. Полагая решение Комиссии незаконным, 27 февраля 2017 года истец обратился с аналогичным иском в Московский городской суд.27 июня 2017 года получил письмо Московского городского суда от 14 июня 2017 года, к которому было приложено определение судьи Московского городского суда от 2 марта 2017 года за NМа-310/2017, в соответствии с которым административное исковое заявление ОАО "АВТОЭКСПО-45" об оспаривании решения Комиссии было возвращено заявителю ввиду отсутствия в доверенности представителя полномочий на подачу административного искового заявления. В этой связи истец полагает, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцу стало известно о возвращении искового заявления только 27 июня 2017 года, срок на обращение в суд пропущен по уважительной причине.
Представители административного истца ОАО "АВТОЭКСПО-45" по доверенностям Лысенко А.С. и Арташесян Г.С. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, полагали, что истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок на обращение в суд по уважительным причинам, в связи с чем подлежит восстановлению. Кроме того пояснили, что представители истца неоднократно обращались в суд посредством электронного обращения, проверяли информацию на сайте суда о движении поданного искового заявления. Однако, кроме информации о поступлении иска в суд, другой информации на сайте суда не имелось.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Москве, представители заинтересованных лиц Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, доказательств наличия уважительных причин неявки не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявили.
Выслушав представителей административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ОАО "АВТОЭКСПО-45" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что ОАО "АВТОЭКСПО-45" на условиях договора о предоставлении земельного участка NМ-03-0-017506 от 10 сентября 2001 года владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером ***.
23 декабря 2016 года ОАО "АВТОЭКСПО-45" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", по основанию установления в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости.
К заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка были представлены следующие документы: кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости; нотариально заверенная копия договора аренды земельного участка; отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 19 декабря 2016 года NМФ-2487 в бумажном виде и в виде электронного документа.
Уведомлением от 29 декабря 2016 года N 51-11718/2016 (л.д.8) Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости сообщила ОАО "АВТОЭКСПО-45" об отказе в принятии документов на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, мотивируя тем, что заявление было подано с нарушением срока, после даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной государственной кадастровой оценки.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017года) кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости) осуществляется в соответствии с данным Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом ( часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом ( часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее - Порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04 мая 2012 года "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22 февраля 2011 года "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от 01 июня 2009 года, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 года N П/481 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
В соответствии с пунктом 14 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером *** вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2014 г., результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы". Утвержденная данным нормативным правовым актом кадастровая стоимость земельного участка подлежала применению к отношениям, возникшим с 1 января 2015 года.
Истец обратился в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка 23 декабря 2016 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года.
Установленная этим нормативным правовым актом кадастровая стоимость применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 года (п.2 Постановления N791-ПП).
Таким образом, результаты предыдущей кадастровой оценки, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП, действовали до 1 января 2017 года.
31 декабря 2016 года в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 791-ПП в отношении земельного участка с кадастровым номером *** были внесены новые сведения о кадастровой стоимости - 867 546 973,84 рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей установленных законодательством ( абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Частью10 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности определено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 названного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В силу части 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Следовательно, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости у заявителя существовало право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, то заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что на момент обращения в Комиссию утверждены результаты очередной кадастровой оценки.
Административный истец, являясь арендатором земельного участка, в соответствии со статьей 65 Земельного Кодекса Российской Федерации, частями 1 и 3 статьи 20 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", обязан уплачивать арендную плату, при расчете которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка.
Таким образом, по состоянию на 23 декабря 2016 года, то есть на дату обращения в Комиссию, у административного истца ОАО "АВТОЭКСПО-45" существовало право на применение результатов такого пересмотра для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что решение Комиссии об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, оформленное уведомлением от 29 декабря 2016 года N 51-11718/2017, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ОАО "АВТОЭКСПО-45".
Суд учитывает, что иных оснований для отказа в принятии заявления ОАО "АВТОЭКСПО-45" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости у Комиссии не имелось.
При этом суд считает, что административным истцом срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением пропущен по уважительной причине.
Так, в соответствии с предписаниями части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если названным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу прямого указания, содержащегося в части 8 приведенной статьи, основанием для отказа в удовлетворении административного иска является пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено законом ( часть 7 статьи 219 поименованного кодекса).
Из системного толкования приведенных законоположений следует, что суд может отказать в удовлетворении заявленных требований административного истца за пропуском процессуального срока обращения только в случае установления его пропуска без уважительных причин.
Вместе с тем судом установлено, что 27 февраля 2017 года, то есть в пределах трехмесячного срока, истец обратился с аналогичным административным исковым заявлением в Московский городской суд.
Определением судьи Московского городского суда от 2 марта 2017 года исковое заявление ОАО "АВТОЭКСПО-45" возвращено заявителю на основании части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, копия определения о возвращении административного искового заявления была направлена в адрес истца посредством услуг почтовой связи. Почтовый конверт с определением суда не был получен истцом и возвращен в суд за истечением срока хранения.
В то же время представители истца ссылаются на то, что на сайте суда длительное время отсутствовала какая-либо информация о движении поданного искового заявления, в связи с чем 24 марта 2017 года представитель истца посредством электронного обращения направил запрос в Московский городской суд, в котором просил сообщить информацию о рассмотрении иска ОАО "АВТОЭКСПО-45". 7 июня 2017 года представитель истца через экспедицию суда подал письменное ходатайство о предоставлении информации по иску ОАО "АВТОЭКСПО-45" об оспаривании решения Комиссии.
23 июня 2017 года Московским городским судом в адрес истца посредством услуг почтовой связи был направлен ответ на обращение от 7 июня 2017 года, в котором содержится информация о том, что поданное 27 февраля 2017 года административное исковое заявление об оспаривании решения Комиссии от 29 декабря 2016 года на основании определении судьи от 2 марта 2017 года возвращено заявителю. К письменному ответу прилагалась копия определения.
Указанная информация была получена истцом 27 июня 2017 года, 4 июля 2017 года истец повторно обратился с настоящим иском в суд, приложив надлежащую доверенность представителей.
С учетом конкретных обстоятельств дела суд считает, что истец узнал о возвращении первоначально поданного искового заявления не ранее 27 июня 2017 года, следовательно, его обращение в Московский городской суд с настоящим иском 4 июля 2017 года, то есть по истечении срока, предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, имело место по уважительным причинам. При таком положении срок подачи административного искового заявления подлежит восстановлению.
В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд полагает необходимым обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росресстра по Москве, принять заявление ОАО "АВТОЭКСПО-45" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2014 года, поступившее в Комиссию 23 декабря 2016 года, и рассмотреть его по существу в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования открытого акционерного общества "Автоэкспедиционный комбинат N45"о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 29 декабря 2016 года N 51-11718/20167 об отказе в принятии к рассмотрению заявления открытого акционерного общества "Автоэкспедиционный комбинат N45" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, поступившее в Комиссию 23 декабря 2016 года.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росресстра по Москве, принять заявление заявления открытого акционерного общества "Автоэкспедиционный комбинат N45" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, поступившее в Комиссию 23 декабря 2016 года, и рассмотреть его по существу в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда С.И. Колосова
Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.