Московский городской суд в составе судьи
Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Жергановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1208/2017 по административному исковому заявлению Буркова А* Л*о признании недействующими пункта 4.3 Инструкции о порядке формирования и расходования, формах учета и отчетности денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, утверждённой решением Московской городской избирательной комиссии от 11 июня 2015 года N 109/2, а также приложения N 7 к Инструкции в части слов в строке пятой "заверяется банковской справкой" ,
УСТАНОВИЛ:
Московская городская избирательная комиссия решением от 11 июня 2015 годаN109/2 утвердила Инструкцию о порядке формирования и расходования, формах учёта и отчётности денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления (далее - Инструкция), которая была опубликована в электронном периодическом издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии" ( http ://mosgorizbirkom.ru ) 11 июня 2015 года, печатном издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии", N 1, 30 июня 2015 года.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 27 июня 2016 года N 121/4 в названную Инструкцию внесены изменения, которые опубликованы в печатном издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии", N 2, 21 июля 2016 года.
Пункт 4.3 Инструкции предусматривает, что расчёты между кандидатом и юридическими лицами по гражданско-правовым договорам осуществляются только в безналичном порядке.
Согласно пункту 7.10 Инструкции финансовый отчёт (первый, итоговый) составляется по форме, приведённой в приложении N 7.
В приложении N7 к Инструкции утверждена форма финансового отчёта (первого, итогового) о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата. Строка пятая данной формы предусматривает отражение остатка средств фонда на дату сдачи отчёта, который заверяется банковской справкой.
Бурков А.Л., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 4.3 Инструкции, а также приложения N7 к Инструкции в части слов в строке пятой "заверяется банковской справкой".
В обоснование своих доводов административный истец сослался на противоречие оспариваемых положений пунктам 4, 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункту 5 части 5 статьи 35 и части 2 статьи 60 Закона города Москвы от 06 июля 2015 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", поскольку, по его мнению, они вводят не предусмотренные законом ограничения прав и свобод кандидата в депутаты и возлагают на него дополнительные обязанности по представлению документов в избирательную комиссию, а именно, предписывают осуществлять расчёты между кандидатамии юридическими лицами в безналичном порядке по любым гражданско-правовым договорам, а не только по гражданско-правовым договорам о выполнении работ (об оказании услуг), устанавливают обязанность кандидата при подаче первого финансового отчёта прикладывать к нему банковскую справку об остатке средств фонда на дату сдачи финансового отчёта.
Административный истец Бурков А.Л., извещённый о времени и месте судебного заседания, не явился, направил для участия в судебном заседании своего представителя (на основании доверенности) Мартыненко Д.Р., который заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Московской городской избирательной комиссии (по доверенности) Рыкунов М.А. требования административного истца не признал, указав на то, что оспариваемые нормативные положения приняты в пределах полномочий Московской городской избирательной комиссии, соответствуют законам, иным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца .
Выслушав объяснения представителя административного истца Буркова А.Л. - Мартыненко Д.Р., представителя административного ответчика Московской городской избирательной комиссии Рыкунова М.А. , изучив материалы дела, проверив пункт 4.3 Инструкции, а также приложение N 7 к Инструкции в части слов в строке пятой "заверяется банковской справкой" на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, суд считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются Федеральным законом от 12 июня 2002 годаN 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 годаN 67-ФЗ), конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований ( пункт 8 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 годаN 67-ФЗ).
Статьёй 23 Федерального закона от 12 июня 2002 годаN 67-ФЗ предусмотрено, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации ; участвует в осуществлении проверки сводных финансовых отчётов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроле за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информировании граждан о результатах этих проверок; осуществляет иные полномочия в соответствии с данным Федеральным законом , иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации ( подпункты "в","л .1" и "м" пункта 10 ).
Согласно пункту 12 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 58 Закона г. Москвы от 06 июля 2005 года N 38"Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс города Москвы) порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счётов устанавливается Городской комиссией по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва. Порядок и формы учёта и отчётности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются Городской комиссией.
Согласно частям 1,2 статьи 6, части 2 статьи 7 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 годаN23"О Московской городской избирательной комиссии"Московская городская избирательная комиссияявляется государственным органом города Москвы и наделена правом на принятие в пределах своей компетенции решений и иных актов, обязательных для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, государственных учреждений, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей, участников референдума, а также нижестоящих избирательных комиссий , в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции, разъяснения и иные акты по вопросам единообразного применения законодательства города Москвы о выборах, референдумах и об отзыве.
В силу части 6 статьи 6 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 официальными изданиями Городской комиссии являются сборник "Вестник Московской городской избирательной комиссии" и электронное периодическое издание "Вестник Московской городской избирательной комиссии". Решения, акты, официальная информация Городской комиссии публикуются в установленные законодательством сроки в официальных изданиях Городской комиссии.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая в части Инструкция принята уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка её опубликования.
В силу пункта 11 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 годаN 67-ФЗ все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счёт, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ право распоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума. Средства избирательных фондов, фондов референдума имеют целевое назначение. Средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании.
В соответствии с пунктом 4 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определённых работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, с кампанией референдума, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Расчёты между кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке, за исключением случая, если в соответствии с пунктом 11 статьи 58 настоящего Федерального закона избирательный фонд создан без открытия специального избирательного счёта.
Аналогичные положения предусмотрены в части 2 статьи 60 Избирательного кодекса города Москвы.
Из изложенного следует, что законодательством предусмотрен только безналичный порядок расчёта по всем договорам между кандидатом и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг), связанных с проведением избирательной кампании.При этом законом определён перечень расходов, на покрытие которых могут использоваться средства избирательного фонда (пункт 3 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002года N 67-ФЗ и часть 1 статьи 60 Избирательного кодекса города Москвы).
Вопреки утверждению административного истца, оспариваемое нормативное положение пункта 4.3 Инструкции федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит и не нарушает каких-либо его прав и законных интересов, поскольку иного правового регулирования отношений, возникающих в связи с заключением кандидатом с юридическими лицами договоров (соглашений), связанных с избирательной кампанией,отличного от порядка, предусмотренного федеральным и региональным законодательством, не устанавливает.
Пункт 4.3 расположен в разделе 4Инструкции, который определяет порядок расходования средств избирательных фондов. В системной связи с указаннымпунктом находятся пункты 4.1, 4.2 данной Инструкции.
Так, пункт 4.2 Инструкции определяет лицо, полномочное на заключение гражданско-правовых договоров (соглашений) с гражданами и юридическими лицами о выполнении работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, требования к форме и содержанию таких договоров, порядок подтверждения выполненных работ (услуг).
В свою очередь, пункт 4.3 Инструкции в развитиееёпункта 4.2, предусматривающего требования к гражданско-правовым договорам (соглашениям) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определённых работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата,закрепляет порядок расчётов между кандидатами и юридическими лицами, который в полной мере согласуется с требованиями пункта 4 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и частью 2 статьи 60 Избирательного кодекса города Москвы.
Согласно пункту 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено представление кандидатом одновременно с необходимыми для регистрации документами первого финансового отчёта.
Как указывалось выше, порядок и формы учёта и отчётности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
В силу части 6 статьи 58 Избирательного кодекса города Москвы на территории города Москвы такой порядок устанавливается Московской городской избирательной комиссией.
Московская городская избирательная комиссия, осуществляя указанные полномочия, утвердила форму финансового отчёта (первого, итогового) о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата (приложение N7 к Инструкции), в строке 5 которой предусмотрено, что остаток денежных средств фонда на дату сдачи отчёта заверяется банковской справкой.
Представление данной банковской справки, вопреки утверждению административного истца, является не дополнительной обязанностью кандидата в депутаты, а составной частью финансового отчёта, и не противоречит пункту 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ , пункту 5 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы, предусматривающих предоставление кандидатом одновременно с документами для регистрации первого финансового отчёта.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Избирательного кодекса города Москвы кандидаты, избирательные объединения представляют в соответствующую избирательную комиссию свои финансовые отчёты со следующей периодичностью:
первый финансовый отчёт - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в соответствующую избирательную комиссию в установленном настоящим Кодексом порядке; в отчёт включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета;
итоговый финансовый отчёт - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов. К итоговому финансовому отчёту прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда.
Как следует из положений избирательного законодательства, ведение учёта поступления и расходования средств избирательных фондов является для кандидатов в депутаты обязательным, а само по себе предоставление сведений, подтверждающих правильность учёта, по утверждённым формам не может быть расценено как нарушение прав граждан.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что условие о необходимости заверения остатка средств фонда на дату сдачи отчёта банковской справкой предусмотрено отдельными положениями федерального законодательства, регламентирующего порядок проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, а также проведения референдума. Так, названное положение предусмотрено в строках пятых приложений NN 12 и 13 (форма N 6) Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов политических партий, региональных отделений политических партий, кандидатов при проведении выборов депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утверждённой постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 апреля 2016 года N 4/30-7. Аналогичным образом решён вопрос и в утверждённой ЦИК России 12 мая 2011 года N 10/88-6 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов Президента Российской Федерации (приложение N 9, форма N 5). Кроме того, пунктом 4.7 данной Инструкции прямо предусмотрено, что остаток средств на специальном избирательном счёте на дату представления первого финансового отчёта подтверждается банковской справкой, прилагаемой к отчету. Разъяснения о порядке и формах учёта и отчётности поступления и расходования денежных средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы при проведении референдума Российской Федерации, утверждённые постановлением ЦИК России от 22 февраля 2005 года N 138/951-4, предусматривают такой же порядок заверения остатка средств фонда референдума (приложение N 6, форма N 6).
Ссылка в административном исковом заявлении на апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 09 сентября 2016 года N 69-АПГ16-9 по делу об отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты не имеет правового значения при решении вопроса о проверке оспоренных в части положений Инструкции, приложения N 7 к Инструкции в порядке абстрактного нормоконтроля на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В данном деле у суда не было необходимости устанавливать фактические обстоятельства, не связанные с законностью проверяемых нормативных правовых положений.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемые административным истцом нормативные положения приняты в пределах компетенции Московской городской избирательной комиссии, с учётом и в строгом соответствии с требованиями регионального и федерального избирательного законодательства, без нарушения прав и свобод административного истца, а также были обнародованы и введены в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания их недействующими.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 1 80, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Буркова А* Л*о признании недействующими пункта 4.3 Инструкции о порядке формирования и расходования, формах учёта и отчётности денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, утверждённой решением Московской городской избирательной комиссии от 11 июня 2015 года N 109/2, а также приложения N 7 к Инструкции в части слов в строке пятой "заверяется банковской справкой" - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Московский городской суд.
Судья Московского городского судаА.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.