Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу Серовой А.И. в защиту Общества с ограниченной ответственностью "ЮНИЛЕВЕР РУСЬ" (далее - ООО "ЮНИЛЕВЕР РУСЬ", Общество) на вступившие в законную силу постановление N 1613/07/15-3 врио заместителя начальника отдела по административной практике УФМС России по г. Москве от 25 сентября 2015 года, решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 03 декабря 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 22 марта 2016 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 1613/07/15-3 врио заместителя начальника отдела по административной практике УФМС России по г. Москве от 25 сентября 2015 года ООО "ЮНИЛЕВЕР РУСЬ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Решением судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 03 декабря 2015 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО "ЮНИЛЕВЕР РУСЬ" - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 22 марта 2016 года постановление врио заместителя начальника отдела по административной практике УФМС России по г. Москве от 25 сентября 2015 года и решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 03 декабря 2015 года оставлены без изменения, жалоба защитника Коноваловой Н.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Серова А.И. просит об отмене названных постановления должностного лица и судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что иностранный гражданин С.а Г.А. была привлечена к трудовой деятельности другой организацией - ООО "Индустриальные Решения", с которым Обществом заключен договор об оказании услуг; по делу имеются неустранимые сомнения, которые должны толковаться в пользу ООО "ЮНИЛЕВЕР РУСЬ".
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "ЮНИЛЕВЕР РУСЬ" к административной ответственности) наступает за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ наступает за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
Частью 1 примечания к ст.18.15 КоАП РФ установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 232-ФЗ, далее - Закон о правовом положении иностранных граждан).
Согласно ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В силу положений с п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.
Как следует из материалов дела, 15 декабря 2014 года в 11 часов 40 минут в ходе выездной проверки, проведенной должностными лицами ОППМ ОУФМС России по г. Москве на основании распоряжения врио заместителя начальника УФМС России по г. Москве от 15 декабря 2014 года, по адресу: г. Москва, Балакиревский переулок, владение 1, установлено, что в нарушение требований ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ООО "ЮНИЛЕВЕР РУСЬ" привлекло к осуществлению трудовой деятельности в качестве уборщицы территорий гражданку Кыргызской Республики С.у Г.А., не имеющую разрешения на работу или патента, подтверждающих ее право на осуществление трудовой деятельности в г. Москве.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "ЮНИЛЕВЕР РУСЬ" к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон ( ч.2 ст.54 Конституции Российской Федерации).
Частью 2 ст. 1.1 КоАП РФ установлено, что настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, который вступил в силу для Российской Федерации 12 августа 2015 года.
Согласно ч. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Объективных данных об исполнении постановления врио заместителя начальника отдела по административной практике УФМС России по г. Москве от 25 сентября 2015 года не имеется, в связи с чем, с учетом требований ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, положения Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года распространяются на ООО "ЮНИЛЕВЕР РУСЬ" и улучшают его положение.
При таких обстоятельствах постановление врио заместителя начальника отдела по административной практике УФМС России по г. Москве от 25 сентября 2015 года, решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 03 декабря 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 22 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника Серовой А.И. - удовлетворить.
Постановление N 1613/07/15-3 врио заместителя начальника отдела по административной практике УФМС России по г. Москве от 25 сентября 2015 года, решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 03 декабря 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 22 марта 2016 года по делу об административном правонарушении , предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "ЮНИЛЕВЕР РУСЬ" - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Московского городского суда М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.