Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Крысанова С.П. на вступившее в законную силу решение судьи Московского городского суда от 28 ноября 2016 года в отношении ЗАО "Хлебозавод N 12" по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 11-35/984 от 27 июня 2016 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, ведущего специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу Крысанова С.П. ЗАО "Хлебозавод N 12" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 0000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением защитником ЗАО "Хлебозавод N 12" подана на него жалоба в Лефортовский районный суд г. Москвы в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 КоАП РФ, решением судьи которого от 21 сентября 2016 года постановление должностного лица оставлена без изменения, жалоба без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 28 ноября 2016 года постановление ведущего специалиста эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу N 11-35/984 от 27 июня 2016 года и решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 21 сентября 2016 года отменены, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ЗАО "Хлебозавод N 12" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В настоящей жалобе государственный инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Крысанов С.П., вынесший постановление N 11-35/984 от 27 июня 2016 года о привлечении ЗАО "Хлебозавод N 12" к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ, выражая несогласие с решением судьи Московского городского суда, просит об его отмене, указывая на то, что требования ст. 73 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предписывают пройти в обязательном порядке специальное обучение в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителям организации вне зависимости от наличия у других сотрудников организации такой подготовки.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Согласно постановлению должностного лица Росприроднадзора от 27 июня 2016 года, в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 19 апреля 2016 года N 1290-пр установлено, что ЗАО "Хлебозавод N 12", находящееся по адресу: г. Москва, ул. Красноказарменная, д. **, в период с 05.08.2015 г. по 13.12.2015 г. осуществляет деятельность, в ходе которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду посредством размещения отходов производства и потребления, а также выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в отсутствие предусмотренной ст. 73 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" пройденной подготовки руководителя предприятия по программе в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Указанные действия ЗАО "Хлебозавод N 12" квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ.
С указанным выводом согласился судья Лефортовского районного суда г. Москвы, оставив поданную на постановление должностного лица жалобу защитника ЗАО "Хлебозавод N 12" без удовлетворения.
Отменяя постановление 11-35/984 от 27 июня 2016 года , а также решение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2016 г. и прекращая производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствие состава административного правонарушения, судья Московского городского суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, сославшись на то, что руководитель ЗАО "Хлебозавод N 12" - генеральный директор Шестаков А.В. прошел обучение по программе охраны труда в НОУ УЦ "МОСДОР" в период с 14.12.2015 г. по 26.12.2015 г. и получил удостоверение о прохождении обучения по программе охраны окружающей среды; на период его отсутствия ответственным за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду лицом являлась инженер по охране труда и экологии Матвеева Д.Ю.
С учетом указанных обстоятельств, судья Московского городского суда посчитал, что Обществом были приняты все необходимые меры для соблюдения экологических требований, признав при этом непрохождение генеральным директором Общества соответствующего обучения обстоятельством, исключающим объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Между тем, приходя к такому выводу, судья Московского городского суда оставил без внимания и не учел следующее.
В ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования.
В соответствии с п. 1 ст. 73 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно п. 2 данной статьи подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Необходимость данной подготовки связана, в частности, с возложенной на данных субъектов обязанностью по осуществлению производственного экологического контроля.
Исходя из смысла ст. 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, является безальтернативным условием и распространяется как на руководителей организации так и на её соответствующих специалистов, не подменяя указанных лиц друг другом.
В соответствии с положениями ст. 71 - 73 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации", Основ государственной политики в области обеспечения химической, биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 г. N Пр-2194, иных федеральных законов и нормативно-правовых документов в сфере обеспечения экологической безопасности Министерством образования и науки Российской Федерации 31 июля 2008 г. утверждены требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления", "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля", "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами".
Во исполнение, в том числе, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с указанными выше документами при организации подготовки и аттестации в области обеспечения экологической безопасности до принятия иных нормативных правовых актов необходимо руководствоваться Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 и распоряжением Ростехнадзора от 8 апреля 2009 г. N 18-рп.
Согласно указанному выше Положению об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" подготовка руководящих работников и специалистов, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляется в соответствии с требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами". При этом первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца при назначении на должность.
В данном случае как было установлено должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, в результате деятельности ЗАО "Хлебозавод N 12" образуются отходы 4 и 5 классов опасности, в связи с чем, руководитель Общества, а также его специалисты, ответственные за принятие решений, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду обязаны пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с приведенными выше условиями и положениями.
При этом под руководителем организации понимают лицо, которое без доверенности действует от имени организации, представляет ее интересы, распоряжается имуществом, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в кредитных организациях расчетный и другие счета, является распорядителем кредитов, утверждает штаты, издает локальные акты управления (приказы, указания и др.), обязательные для всех работников.
Таким руководителем ЗАО "Хлебозавод N 12" является Шестаков А.В., назначенный генеральным директором Общества на основании протокола общего собрания акционеров N *** от 04 августа 2015 г. и Приказа N 96 от 04 августа 2015 г.
В связи с этим, а также с учетом приведенных выше положений нормативно-правовых актов Шестаков А.В. как руководитель организации, деятельность которой оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду обязан был пройти подготовку руководителя организации по программе в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в месячный срок с момента своего назначения на данную должность, то есть до 05 сентября 2015 г. вне зависимости от наличия у работающих в Обществе специалистов, ответственных за соблюдение экологических мер безопасности, такой подготовки.
Вместе с тем указанное обязательное требование Шестаковым А.В. не было соблюдено своевременно, соответствующее обучение в НОУ УЦ "Мосдор" по теме "Охрана окружающей среды" пройдено им в период с 14.12.2015 г. по 26.12.2015 г., о чем выдано удостоверение N 002194.
При таких обстоятельства должностное лицо и судья районного суда пришли к верному выводу о наличии в действиях ЗАО "Хлебозавод N 12" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку его руководителем были ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности по соблюдению экологических требований при осуществлении эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
В связи с вышеизложенным вывод судьи Московского городского суда об отсутствии в действиях ЗАО "Хлебозавод N 12" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ является ошибочным, поскольку не основан на законе и фактических обстоятельствах дела об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Таким образом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение, а именно: в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание названные выше положения ст.30.17 КоАП РФ, допущенные судьей Московского городского суда ошибки при применении правовых норм не могут повлечь отмену принятого им решения, которым прекращено производство по делу в связи с отсутствием в действиях ЗАО "Хлебозавод N 12" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы, установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности истек, а производство по делу в отношении ЗАО "Хлебозавод N 12" было прекращено, то возможность возобновления производства по данному делу об административном правонарушении и правовой оценки действий ЗАО "Хлебозавод N 12" на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах решение судьи Московского городского суда от 28 ноября 2016 года не может быть отменено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Московского городского суда от 28 ноября 2016 года, вынесенное в отношении ЗАО "Хлебозавод N 12" по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ст.8.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу Крысанова С.П. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.