Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу начальника ИФНС России N49 по г.Москве на вступивш ее в законную силу постановление судьи Бутырского районного суда города Москвы от 17 января 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
10 ноября 2016 года должностным лицом Межрайонной ИФНС России N49 по г.Москве в отношении ООО "Ф.О.Н." составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, согласно которому установлен факт непредоставления юридическим лицом в лице генерального директора Парамонова А.А. в Инспекцию и Министерство Финансов РФ промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за январь-август 2016 года, которая состоит из бухгалтерского баланса на 31 августа 2016 года и отчета о финансовых результатах за январь-август 2016 года.
Постановлением судьи Бутырского районного суда города Москвы от 17 января 2017 года на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Ф.О.Н." прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В порядке, предусмотренном ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ, указанное постановление судьи районного суда не обжаловалось.
В настоящей жалобе начальник ИФНС России N49 по г.Москве просит об отмене постановления судьи районного суда, ссылаясь на осуществление ООО "Ф.О.Н." лицензируемого вида деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований путем нарушения положения пп. "н" п.4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторов, утвержденного постановлением правительства РФ от 26.12.2011 N1130, утвержденных Правительством РФ в соответствии с ч.15 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 N244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и ведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", выразившееся в непредоставления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за январь-август 2016 года.
Законный представитель ООО "Ф.О.Н." Парамонов А.А. представил письменные возражения, в которых с жалобой ИФНС России N49 по г.Москве не согласился, указывая, что в положениях п.22, п.24 постановления Правительства РФ N540 от 23.08.2007 отсутствует указание на обязанность организаторов азартных игр ежемесячного предоставления промежуточной бухгалтерской отчетности за прошедший месяц; судьей Бутырского районного суда г.Москвы не установлена субъективная сторона вменяемого административного правонарушения; постановлением Правительства РФ от 31.01.2017 N106 внесены изменения в п.24 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 23.08.2007 N540, согласно которым промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная пунктом 22 настоящих Правил, представляется за I квартал, первое полугодие и 9 месяцев текущего отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, что квалификации деяния как административного правонарушения необходимо наличие всех четырех составляющих его состава: объекта правонарушения, объективной стороны, субъекта правонарушения, а также субъективной стороны, под которой понимается внутреннее отношение (вина) субъекта административного правонарушения к содеянному.
Исходя из положений ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" настоящим Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр согласно положениям ст. 2 ФЗ от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Частью 3 статьи 6 Федерального закона Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что организатор азартных игр обязан предоставлять сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Состав и порядок предоставления таких сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 15 ст. 6 Федерального закона Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр, а также к отчетности организаторов азартных игр, ее составу и порядку представления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 N 540 были утверждены Правила предоставления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (далее - Правила предоставления организатором игр сведений).
Раздел VII "Дополнительные требования к представлению отчетности организаторами азартных игр" Правил предоставления организатором игр сведений введен постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 622, вступившим в законную силу 15 июля 2016 г.
Согласно п. 22 Правил предоставления организатором игр сведений, организатор азартных игр представляет в Министерство финансов Российской Федерации и территориальный налоговый орган по месту нахождения организатора азартных игр годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность) на бумажном носителе или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
Бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора азартных игр, представляемая на бумажном носителе, подписывается руководителем организатора азартных игр (иным лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица) и заверяется печатью (при наличии печати).
Бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора азартных игр, представляемая в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организатора азартных игр (иного лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица).
Пунктом 24 Правил установлено, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная пунктом 22 настоящих Правил, представляется не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2017 N 106 "О внесении изменения в Правила представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", вступившим в законную силу 11 февраля 2017 года, в пункт 24 Правил внесены изменения, которыми определена периодичность представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности организаторами азартных игр.
Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, к определению отчетного периода и отчетной даты установлены ст. ст. 13, 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) При этом п. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ определено, что промежуточная отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда установлена обязанность ее представления в том числе законодательством РФ; нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфина России и Банка России). Таким образом, обязанность по составлению промежуточной (финансовой) бухгалтерской отчетности в данном случае ставится в зависимость от обязанности по ее представлению. В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ, до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и Центральный банк Российской Федерации вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства Российской Федерации, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п. 48 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н) организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Требование составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность содержится также в п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Также анализ положений п. 2 Раздела 1 ПБУ 4/99 свидетельствует об отсутствии препятствий к применению данного акта к правоотношениям, связанным с предоставлением отчетности организаторами азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Пункт 2 Раздела 1 ПБУ 4/99 исключает возможность применения данного положения при составлении отчетной информации для специальных целей при условии, если разработаны правила подготовки такой отчетности и в них не предусматривается использование настоящего Положения.
Пункты 22 - 24 Правил не содержат порядка подготовки отчетности, а лишь устанавливают необходимость ее представления. Поскольку иного регулирования для организаций осуществляющих организацию и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах не установлено, Общество должно было руководствоваться Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ПБУ 4/99). Таким образом, Общество в силу прямого указания п. 24 Правил обязано представлять промежуточную (финансовую) бухгалтерскую отчетность. В силу действующих положений Закона N 402-ФЗ необходимость составления промежуточной бухгалтерской отчетности обусловлена установленной в законе обязанностью по ее предоставлению в контролирующий орган.
Согласно внесенному уточнению промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев текущего отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр, установлена обязанность организатора азартных игр по предоставлению в территориальный налоговый орган по месту своего нахождения промежуточной бухгалтерской отчетности за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев текущего отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена.
Согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2).
В силу частей 1 и 2 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, устанавливая административную ответственность, законодатель в рамках имеющейся у него дискреции может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования административно-деликтных норм, что прямо вытекает из взаимосвязанных положений статьи 1.2, пункта 3 части 1 статьи 1.3 и пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП Российской Федерации; применяя бланкетные нормы законодательства об административных правонарушениях, компетентные субъекты (органы, должностные лица) административной юрисдикции обязаны воспринимать и толковать их в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (Постановления от 14 февраля 2013 года N 4-П и от 16 июля 2015 года N 22-П; Определения от 21 апреля 2005 года N 122-О, от 19 ноября 2015 года N 2557-О и др.).
Это, в свою очередь, означает, что изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности ( Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 2735-О).
Как следует из протокола об административном правонарушении, составленным должностном лицом налогового органа, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Ф.О.Н." явилось установление факта уклонения Общества от предоставления в срок до 30 сентября 2016 года промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за январь - август 2016 года.
С учетом положений постановления Правительства РФ от 31.01.2017 N 106 "О внесении изменения в Правила представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", определяющих, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев текущего отчетного года, требование налогового органа о предоставлении финансовой отчетности за период, включающий в себя август 2016 года, законным не является.
Как установлено судом и следует из материала дела , 29 июля 2016 года ООО "Ф.О.Н." исполнило обязанность по направлению промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за первое полугодие 2016 года, что подтверждается сообщением Департамента финансовой политики МИНФИН РОССИИ (л.д. 16,17, 122).
Учетной политикой для целей бухгалтерского учета на 2016 год ООО "Ф.О.Н." предусматривается квартальная периодичность формирования промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности (квартал, полугодие, 9 месяцев) (л.д. 58, 65).
Согласно письменным разъяснениям, данным ИФНС России N49 по г.Москве по письменному запросу непосредственно самому ООО "Ф.О.Н.", с учетом положений постановления Правительства от 23.08.2007 N540 и Закона N402-ФЗ, Общество может предоставлять промежуточную бухгалтерскую отчетность в соответствии с Учетной политикой и равной кварталу, полугодию, 9 месяцам (л.д. 102-103).
В ответе Минфина России на запрос судьи районного суда указано, что в целях исключения неоднозначного толкования Правил в части периодичности представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаторами азартных игр разработан проект постановления Правительства РФ, предусматривающий установление периодичности представления бухгалтерской (финансовой) отчетности один раз в квартал (л.д. 138-139).
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях ООО "Ф.О.Н." субъективной стороны административного правонарушения ввиду отсутствия в действиях Общества как умысла, так и неосторожности, поскольку при предоставлении промежуточной бухгалтерской отчетности ООО "Ф.О.Н." руководствовалось разъяснениями административного органа. Оснований не согласиться с данным выводом судьи районного суда не имеется.
Установленные по делу фактические обстоятельства и представленные доказательства позволяют сделать вывод о том, что действия (бездействие) ООО "Ф.О.Н." не образуют субъективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного общей нормой ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Отмена состоявшегося по делу судебного акта в данном случае приведет к ухудшению положения юридического лица, что не допускается.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления судьи районного суда.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Бутырского районного суда города Москвы от 17 января 2017 года года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Ф.О.Н." оставить без изменения, жалобу начальника ИФНС России N49 по г.Москве - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.