Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Шабдановой А.А. на вступившее в законную силу постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 28 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 28 сентября 2016 года гражданка Кыргызской Республики Шабданова А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда.
В порядке, предусмотренном ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ, указанное постановление судьи районного суда не обжаловалось.
В настоящей жалобе заявитель просит отменить обжалуемое постановление, ссылаясь на то, что Шабданова А.А. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу работодателя, что подтверждается отрывной частью бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Также заявитель указывает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения, чем было нарушено ее (Шабдановой А.А.) право на судебную защиту.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон о миграционном учете) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии со ст.20 Закона о миграционном учете иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно п.6 ст.97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г.Астане 29.05.2014) граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что 27 сентября 2016 года в 18 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. Снежная, д.27, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по району Свиблово города г.Москвы была выявлена гражданка Кыргызской Республики Шабданова А.А., прибывшая в Российскую Федерацию 20.07.2016 в порядке, не требующем получения визы, которая по истечении 30 суток со дня прибытия в место пребывания не встала на миграционный учет, чем нарушила требования ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; рапортом сотрудника полиции ОМВД по району Свиблово города Москвы ; копией паспорта иностранного гражданина; копией миграционной карты; копией отрывной части уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания; выпиской из АС ЦБДУИГ ФМС России; письменными объяснениями Шабдановой А.А., отобранными у нее на досудебной стадии производства по делу уполномоченным должностным лицом.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, и доказанности вины Шабдановой А.А. в его совершении.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. В силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие: события административного правонарушения; лицо, нарушившее режим пребывания в Российской Федерации; виновность указанного лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вопреки доводам заявителя, из материалов дела следует, что на стадии возбуждения дела об административном правонарушении Шабдановой А.А. были разъяснены права лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, а также положения ст. 51 Конституции РФ.
Также при рассмотрении дела судь е й районного суда Шабдановой А.А. были разъяснены положения ст. ст. 24.2, 25.1 КоАП РФ, что подтверждается имеющейся в материалах дела подпиской о разъяснении прав (л.д. 23) , однако ходатайств о необходимости воспользоваться помощью переводчика, защитника, либо об отложении судебного разбирательства Шабданова А.А . не заявлял а . Кроме того, из текста судебного постановления следует, что в ходе судебного заседания Шабданова А.А. давал а объяснения на русском языке. Изложенные обстоятельства объективно не позволили судье районного суда усомниться во владении ею русским языком в той степени, которая необходима для понимания смысла и значения происходящего, в связи с чем дело было обоснованно рассмотрено без участия переводчика.
Довод заявителя о том, что она в установленном законом порядке осуществляет трудовую деятельность на территории Российской Федерации, поставлена на учет по месту нахождения работодателя ООО "***", был предметом проверки судьи районного суда и обоснованно отклонен со ссылкой на положения ст.ст.20, 21, 22 Закона о миграционном учете, а также исходя из оценки имеющихся в деле доказательств, в т.ч. предоставленных ОВМ ОМВД России по району Измайлово г.Москвы на запрос врио начальника ОМВД России по району Свиблово г.Москвы сведений о том, что Шабданова А.А. не встала на учет по месту пребывания (л.д.17,22).
Согласно ч.1 ст.21 Закона о миграционном учете, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
В соответствии с подп. "а" п.2 ч.2 ст.22 Закона о миграционном учете принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета.
К стороне, принимающей иностранного гражданина в Российской Федерации, относятся находящиеся в Российской Федерации физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится) ( п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете).
Из содержания вышеназванных норм следует, что для целей миграционного учета в качестве места пребывания иностранного гражданина допускается указывать нежилое помещение, являющееся местом нахождения организации, в которой данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.
Согласно копии отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина, представленной заявителем должностному лицу при составлении административного материала, 25.07.2016 Шабданова А.А. поставлена на учет по месту пребывания от имени ООО "***" Шухно А.М. по адресу: г*** (л.д.18,19).
Вместе с тем, в выписке из АС ЦБДУИГ отсутствуют сведения как о постановке на учет по месту пребывания Шабдановой А.А., так и о заключении ею трудового договора с каким-либо работодателем.
При таких обстоятельствах, допустимых доказательств, отвечающих требованиям ст.26.2 КоАП РФ, о выполнении Шабдановой А.А. обязанности по постановке на миграционный учет, заявителем не представлено. Довод жалобы о том, что при рассмотрении дела не были проверены все фактические обстоятельства по делу, не обоснован. Материалы дела объективно свидетельствуют о том, что Шабданова А.А. по состоянию на 27 сентября 2016 года длительный период времени находилась на территории Российской Федерации без постановки на учет, мер к устранению сложившейся ситуации не предпринимала.
Довод заявителя о том, что на территории Российской Федерации находится ее семья, члены которой являются гражданами Российской Федерации, является голословным, документально Шабдановой А.А. не подтвержден.
Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении доводы жалобы не нашли своего подтверждения и не ставят под сомнение наличие в действиях Шабдановой А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность ( ч.ч.1, 2 ст.4.1 КоАП РФ).
При назначении Шабдановой А.А. административного наказания судьей районного суда требования статьи 4.1 КоАП РФ были соблюдены. Каких-либо сведений, которые указывали бы на то, что назначенное Шабдановой А.А. наказание в виде административного выдворения не соответствует преследуемым законом целям, в материалах дела не имеется. Н азначение Шабдановой А.А. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к ней этой меры ответственности, а также ее соразмерность целям административного наказания, предусмотренным ч.1 ст.3.1 КоАП РФ и связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения Шабдановой А.А. к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 28 сентября 2016 года.
Согласно ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент выявления обстоятельств, которые послужили основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 ст. 18.8 КоАП РФ, совершенные в городе федерального значения Москве и Санкт-Петербурге либо в Московской и Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 490-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с 9 января 2017 года ч. 3 ст. 18.8 названного Кодекса действует в следующей редакции: нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 490-ФЗ улучшает положение Шабдановой А.А., совершившей административное правонарушение до вступления этого закона в силу (9 января 2017 года), так как санкцией ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ в новой редакции предусмотрено альтернативное дополнительное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Объективных данных об исполнении постановления судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 28 сентября 2016 года не имеется, в связи с чем положения Федерального закона от 28 декабря 2016 года N 490-ФЗ распространяются на Шабданову А.А., совершившую административное правонарушение до вступления данного закона в силу.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит изменению путем переквалификации действий Шабдановой А.А. с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 490-ФЗ) с назначением наказания, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, связанных с длительным нахождением Шабдановой А.А. на территории РФ без постановки на миграционный учет, данных о ее личности, в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 28 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Шабдановой А.А. изменить:
- переквалифицировать действия Шабдановой А.А. с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 490-ФЗ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 28 сентября 2016 года оставить без изменения, жалобу Шабдановой А.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.