Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Романовой П.С., подписанную ее представителем Тищенко Е.Б., поступившую в суд кассационной инстанции 11 января 2017 года, на решение Останкинского районного суда города Москвы от 05 февраля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 апреля 2016 года по гражданскому делу по иску Романовой П.С. к Отделу социальной защиты населения района "Алексеевский" СВАО города Москвы о признании отказа незаконным, обязании включить в список детей - сирот,
УСТАНОВИЛ:
Романова П.С. обратилась в суд с иском к Отделу социальной защиты населения района "Алексеевский" СВАО города Москвы о признании отказа незаконным, обязании включить в список детей - сирот, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Решением Останкинского районного суда города Москвы от 05 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных Романовой П.С. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 апреля 2016 года решение суда оставлено без изменения.
Определением Останкинского районного суда города Москвы от 19 декабря 2016 года Романовой П.С. восстановлен срок на подачу кассационной жалобы.
В кассационной жалобе истец Романова П.С. выражает несогласие с решением суда и апелляционным определением судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что 25 февраля 2015 года подано заявление о включении Романовой П.С., 21 августа 1994 года рождения, в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением в городе Москве, начальнику Отдела опеки и попечительства района "Алексеевский" города Москвы; 22 июля 2015 года вынесено решение об отказе во включении Романовой П.С. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением в городе Москве, поскольку Романова П.С. находилась на воспитании в приемной семье и состояла на учете в городе Архангельске, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на обеспечение жилым помещением в городе Архангельске на основании заключения начальника управления по вопросам семьи, опеки попечительства мэрии города Архангельска от 22 октября 2014 года; Романова П.С. является студентом очной формы обучения Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, обучается на 2 курсе по программе бакалавр, что подтверждается копией справки N 937 от 12 марта 2015 года; на основании копии свидетельства N3571 о регистрации по месту пребывания, Романова П.С. временно зарегистрирована по адресу:***, с 01 октября 2013 года по 30 июня 2017 года; приказ директора Департамента здравоохранения и социальной политике мэрии города Архангельска от 10 апреля 2009 года N683 "О закреплении за несовершеннолетней Романовой П.С., 1994 года рождения, права на жилое помещение по адресу:***, признан утратившим силу, на данном основании Романова П.С. признана прекратившей право пользования жилым помещением по адресу:***.
Обратившись в суд с настоящим иском, истец Романова П.С. исходила из того, что нуждающиеся в жилье дети-сироты включаются в специальные списки, которые ведутся субъектами федерации; именно по ним определяется очередь предоставления им жилых помещений в зависимости от даты рождения, а при их совпадении - от дат принятия решений о включении детей-сирот в список; после получения жилого помещения сирота из такого списка исключается; Романова П.С. является студенткой очной формы обучения в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации; зарегистрирована Романова П.С. в общежитии при Университете по адресу:***, сроком с 01 октября 2013 года по 30 июня 2017 года; в собственности никакого жилья нет; приказ о закреплении за Романовой П.С. жилого помещения по адресу:***, утратил силу в связи с изданием приказа N4301 от 31 октября 2013 года за подписью и.о. начальника управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Мэрии города Архангельска.
Рассматривая данное дело, суд на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Романовой П.С. исковых требований; при этом, суд исходил из того, что в соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает; гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий; Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года N5242-1 определено понятие место жительства; под местом жительства понимаются жилые помещения, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства; местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина; у Романовой П.С. отсутствует какая-либо собственность на недвижимое имущество, что подтверждается копией уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними запрашиваемых сведений на территории Российской Федерации от 25 марта 2015 года; согласно ст. 109. 1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; таким образом, по смыслу данного федерального закона жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в соответствии с ст. 2 Закона города Москвы "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" от 30 ноября 2005 года N 61 дополнительными гарантиями по социальной поддержке, предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва; согласно ч.1 ст. 13 Закона города Москвы "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" от 30 ноября 2005 года N 61 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва; организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве; город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на оснований решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условий отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации; регистрация по месту жительства у Романовой П.С. была в городе Архангельске, а её временная регистрация по месту пребывания в городе Москве не является основанием для включения её в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением в городе Москве; согласно заключению начальника управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Мэрии города Архангельска от 22 октября 2014 года N 142-15/2273 Романова П.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением в городе Архангельске и по состоянию на 21 мая 2013 года числится в указанном списке за номером 456; тем самым, обжалуемое решение Управления социальной защиты населения Северо-восточного административного округа города Москвы об отказе во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, является законным; таким образом, в удовлетворении заявленных Романовой П.С. исковых требований должно быть отказано.
С этими выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и принятия нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, противоположный подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Романовой П.С. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы истца Романовой П.С. на решение Останкинского районного суда города Москвы от 05 февраля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 апреля 2016 года по гражданскому делу по иску Романовой П.С. к Отделу социальной защиты населения района "Алексеевский" СВАО города Москвы о признании отказа незаконным, обязании включить в список детей - сирот - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.