Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу представителя Гайнуллина А.Ф. - Гурина К.А. по доверенности, поступившую 26 января 2017 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 октября 2016 года по делу по иску Гайнуллина А.Ф. к ФСИН России, УФСИН России по Московской области о признании решения об отказе в постановке на учет для выплаты единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Гайнуллин А.Ф. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Московской области о признании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, обязании поставить на учет, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований истец указал, что является сотрудником уголовно-исправительной системы Российской Федерации с *** года, его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 12 лет, в связи с чем на основании Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" он и члены его семьи имеют право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 05 декабря 2013 года истец обратился в подкомиссию УФСИН России по Московской области с рапортом о постановке его на учет для получения указанной единовременной выплаты. Рапорт истца со всеми необходимыми документами был направлен в комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов о представлении единовременной выплаты, которая отказала ему в постановке на учет. Полагал данный отказ незаконным.
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 12 мая 2016 года постановлено:
Иск Гайнуллина А.Ф. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области и Федеральной службе исполнения наказаний России о признании решения об отказе в постановке на учет для выплаты единовременной социальной выплаты, обязании поставить на таковой учет и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России N *** от 21 июля 2015 года об отказе в постановке Гайнуллина А.Ф. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признать незаконным.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Гайнуллина А.Ф. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В остальной части в удовлетворении иска - отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 декабря 2016 года постановлено:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 12 мая 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым Гайнуллину А.Ф. в иске к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области о признании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
В кассационной жалобе представитель Гайнуллина А.Ф. - Гурин К.А. по доверенности просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 декабря 2016 года и оставить в силе решение Люблинского районного суда г. Москвы от 12 мая 2016 года.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из апелляционного определения, оно сомнений в законности не вызывает, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что Гайнуллин А.Ф. является сотрудником уголовно-исполнительной системы и проходит службу в должности *** УФСИН России по Москве, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 12 лет.
05 декабря 2013 года Гайнуллин А.Ф. подал в Подкомиссию УФСИН России по Московской области по рассмотрению вопросов направления в Комиссию ФСИН рапортов (заявлений) и документов сотрудников и граждан с целью предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения соответствующий рапорт о постановке его на учет для получения социальной выплаты с приложением документов.
Согласно справке УФСИН России по г. Москве от 05 декабря 2013 года, выданной Гайнуллину А.Ф., документы, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 года приняты 05 декабря 2013 года.
При этом перечня документов, принятых от Гайнуллина А.Ф. УФСИН России по Московской области, указанная справка не содержит.
Согласно выписке из протокола Подкомиссии УФСИН России по Московской области N 2 от 30 декабря 2013 года по результатам рассмотрения рапорта Гайнуллина А.Ф. принято решение о направлении в ФСИН России заявления (рапорта) и документов для принятия решения о постановке Гайнуллина А. Ф. на учет для получения единовременной выплаты.
Комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России социальной выплаты (Комиссия ФСИН России) были рассмотрены представленные документы (выписка из протокола N *** от 21 июля 2015 года), однако в постановке на учет для предоставления единовременной выплаты Гайнуллину А.Ф. и членам его семьи было отказано, в связи с тем, что Гайнуллин А.Ф. в нарушение п. 5 Правил не представил ряд обязательных документов, а именно: документальных сведений о регистрации с 2011 года по 2012 год, копию финансового лицевого счета и выписку из домовой книги с места регистрации по месту пребывания по адресу: ***.
Удовлетворяя исковые требования Гайнуллина А.Ф. в части признания обжалуемого решения незаконным и обязании ФСИН России поставить истца на соответствующий учет, суд первой инстанции, учитывая существующие жилищные условия Гайнуллина А.Ф. и членов его семьи, факт заключения договора найма жилого помещения, в период 2011-2012 годов по адресу: ***, который зарегистрирован в ГУП "Московский городской центр арендного жилья", пришел к выводу о том, что при разрешении вопроса о постановке истца на учет, применимы положения п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, поскольку истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Рассмотрев дело в апелляционном порядке, судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции и отменила решение суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30.12.2013 г. "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 года утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, которыми определяется порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты.
В силу п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных, выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты, субсидии в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником (в редакции на период подачи заявления истцом); ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Согласно п. 6 Правил, копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов. На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия указанного решения.
Как указала судебная коллегия, из оспариваемого решения Комиссии следует, что Гайнуллин А.Ф. с *** года по *** года имел постоянную регистрацию в жилом помещении, находящемся в частном секторе по адресу: ***, собственником которого (членом семьи собственника) он не являлся.
На период с *** года по *** года у истца была оформлена регистрация по месту пребывания по адресу: ***.
Сын истца Э.А., родившийся *** года, с *** года постоянно зарегистрирован по адресу: ***, в жилом помещении общей площадью 53,8 кв.м., которое принадлежит на праве долевой собственности бывшей супруге истца В.А., брак с которой расторгнут *** года, и ее родителям А.А. и Н.И., которые также зарегистрированы по указанному адресу.
Гайнуллин А.Ф. и его сын Э.А. зарегистрированы по месту пребывания на период с *** года по *** года, без предоставления жилого помещения по юридическому адресу *** УФСИН России по Московской области: ***, что подтверждено справкой от 03 декабря 2014 года, выданной *** УФСИН России по Московской области.
Поскольку Гайнуллин А.Ф. в нарушение требований п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 года, не представлен полный пакет надлежащих документов, в частности сведения о регистрации с 2011 года по 2012 год, копию финансового лицевого счета и выписку из домовой книги с места регистрации по месту пребывания по адресу: ***, где зарегистрирован его сын Э.А., судебная коллегия пришла к выводу, что Комиссия ФСИН России правомерно отказала истцу в составе семьи из двух человек (он и сын Э.Ф.) в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец не предоставил ответчику при подаче рапорта в комиссию УФСИН России по Московской области по рассмотрению вопросов предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения договор найма жилого помещения в период 2011-2012 годов по адресу: ***, судебная коллегия пришла к выводу, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований Гайнуллина А.Ф.
С учетом изложенного, судебная коллегия отменила решение суда первой инстанции и отказала в удовлетворении иска Гайнуллина А.Ф. в полном объеме.
Выводы судебной коллегии, в части доводов заявителя, являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
Судом апелляционной инстанции все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в апелляционном определении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание выводов суда апелляционной инстанции и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене определения судебной коллегии служить не могут, так как основаны на неверном толковании заявителем норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя Гайнуллина А.Ф. - Гурина К.А. по доверенности на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 октября 2016 года по делу по иску Гайнуллина А. Ф. к ФСИН России, УФСИН России по Московской области о признании решения об отказе в постановке на учет для выплаты единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет, взыскании компенсации морального вреда для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.