Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Абрамова Ю.И., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 28.08.2017 г., на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 07.08.2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22.08.2017 г. по административному делу по административному иску Абрамова Ю.И к Территориальной избирательной комиссии района Строгино г. Москвы об оспаривании решения избирательной комиссии от 20.07.2017 г. "О регистрации кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Строгино в г. Москве по многомандатному избирательному округу N 2 Рыжениной О.В.",
установил:
Постановлением Совета депутатов муниципального округа Строгино на 10.09.2017 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Строгино.
Полномочия избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов муниципального округа Строгино возложены на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Строгино (решение Московской городской избирательной комиссии от *** г. N***).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Строгино от 20.07.2017 г. Рыженина О.В. зарегистрирована кандидатам в депутаты Совета депутатов муниципального округа Строгино в г. Москве по многомандатному избирательному округу N2.
Абрамов Ю.И., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты по тому же округу, просил суд признать незаконным решение о регистрации вышеназванного кандидата в депутаты, указывая на недостоверность сведений о месте работы кандидата и на отсутствие необходимого количества достоверных и действительных подписей избирателей, поданных в поддержку выдвижения кандидата Рыжениной О.В., полагал, что нарушена форма подписного листа.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 07.08.2017 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22.08.2017 г. решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 07.08.2017 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Судом установлено, что 30.06.2017 г. Рыженина О.В. представила в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Строгино документы по выдвижению ее кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Строгино по многомандатному избирательному округу N2 в порядке самовыдвижения, указав в заявлении о согласии баллотироваться сведения о месте работы в Региональной общественной организации "За достойную жизнь каждого", а также подтвердила, что является многодетной матерью.
12.07.2017 г. Рыженина О.В. сдала документы для регистрации ее кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Строгино, в том числе первый финансовый отчет, подписные листы с подписями, экземпляр протокола об итогах сбора подписей.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Строгино от 20.07.2017 г. Рыженина О.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Строгино в г. Москве по многомандатному округу N2.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что Рыженина О.В. не представляла о себе недостоверных сведений, которые могли бы служить основанием для признания подписных листов недействительными и отказа в регистрации кандидата в депутаты, признав несущественными нарушения формы подписных листов.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, найдя их мотивированными, подтверждающимися представленными доказательствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Аналогичное положение содержится и в части 1 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Перечень документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования, установлен статьей 35 Избирательного кодекса города Москвы.
Кандидату, который изъявил желание участвовать в выборах на должность депутата Совета депутатов муниципального образования в порядке самовыдвижения, необходимо для регистрации представить в числе прочих следующие документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата ( пункт 2 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы), протокол об итогах сбора подписей избирателей ( пункт 2 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы), первый финансовый отчет кандидата ( пункт 8 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы).
Согласно пункту 4 части 6 статьи 34 Избирательного кодекса г. Москвы в каждом подписном листе среди сведений о кандидате должно быть указано место работы или службы, занимаемая должность.
Эти требования законодательства кандидатом Рыжениной О.В. соблюдены.
Так, при подаче документов в избирательную комиссию ей представлено удостоверение многодетной матери, справка с места работы, согласно которой она работает в должности руководителя направления по работе с многодетными матерями и матерями одиночками в Региональной общественной организации "За достойную жизнь каждого", в подписных листах сведения о кандидате приведены в соответствии с требованиями закона.
Суд правомерно отклонил довод истца Абрамова Ю.И. о том, что Региональная общественная организация "За достойную жизнь каждого", о которой указывает Рыженина О.В. как о месте своей работы, прекратила свою деятельность в 2016 году в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Установлено, что в избирательную комиссию был представлен протокол N1 от 15.03.2016 г. общего собрания учредителей, из которого следует, что Региональная общественная организация "За достойную жизнь каждого" создается без образования юридического лица, что не противоречит статье 18 Федерального закона от 19.05.1995 г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях", согласно которой общественное объединение считается созданным, осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные указанным Федеральным законом, с момента принятия решения о его создании.
Доводы заявителя о том, что в соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы, если место жительства кандидата находится в г. Москве, в подписном листе в соответствующих сведениях о кандидате указывается только г. Москва, тогда как Рыжениной О.В. был указан полный адрес, а также ссылка на отсутствие в подписных листах сведений о районе проживания Рыжениной О.В. как сборщика подписей и у избирателей, судебной коллегией отклонены, поскольку данные обстоятельства не препятствуют однозначному восприятию этой информации с учетом фактических особенностей места жительства кандидата (избирателей), и не повлекло нарушения принципов объективности, достоверности и равенства кандидатов на выборах, что также подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства.
Все эти сведения были предметом проверки на заседании рабочей группы избирательной комиссии.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Абрамова Ю.И. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 07.08.2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22.08.2017г. по административному делу по административному иску Абрамова Ю.И к Территориальной избирательной комиссии района Строгино г. Москвы об оспаривании решения избирательной комиссии от 20.07.2017 г. "О регистрации кандидата в депутаты муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Строгино в г. Москве по многомандатному избирательному округу N 2 Рыжениной О.В." - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.