Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу представителя Буркова А.Л. по доверенности Мартыненко Д.Р., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 31.08.2017 г., на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 02.08.2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10.08.2017 г. по административному исковому заявлению Буркова А.Л. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Ломоносовский об отмене решения от 24.07.2017 г. "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 1 Гриченко В.В.",
установил:
Бурков А.Л. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Ломоносовский от 24.07.2017 г. "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N1 Гринченко В.В.".
Требования мотивированы тем, что решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Ломоносовский от 24.07.2017 г. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 1 Гринченко В.В., который выдвинут избирательным объединением "Московское городское отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России". Вышеуказанное решение Избирательной комиссии, по мнению административного истца, подлежит отмене, поскольку при его принятии были допущены нарушения требований закона, а именно:
в нарушение п.4 ч. 12 ст.31 Закона г. Москвы от 06.07.2005 г. N 38 (ред. от 31.05.2017) "Избирательный кодекс города Москвы", представленный кандидатом Гринченко В.В. документ о выдвижении оформлен с нарушением требований закона - не содержит ни решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, ни решения о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения права назначения таковых;
в нарушение ч.1 ст. 32 Закона г. Москвы от 06.07.2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", п.2 ч.1.1 ст.32 Закона г. Москвы от 06.07.2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", п.57 ст.2 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее ФЗ N 67-ФЗ от 12.06.2002 г.) кандидатом Гринченко В.В. в заявлении о согласии баллотироваться указан род занятий "общественная деятельность", которая, как следует из представленных им документов, не приносит ему доход и не содержится в исчерпывающем перечне статусов неработающего гражданина, при этом, указание на род занятий "общественная деятельность", как на деятельность, приносящую доход, кандидатом документально не подтверждено, представленная доверенность на представление интересов не подтверждает род занятий кандидата Гринченко В.В., в тексте доверенности слова "общественный деятель" отсутствуют, кроме того, доверенность выдана органом несуществующего государства (Приднестровья), является юридически ничтожной;
в нарушение ч.3 ст.32 Закона г. Москвы от 06.07.2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", Приложения N 1 к ФЗ N 67-ФЗ от 12.06.2002 г., кандидатом Гринченко В.В. поданы сведения о доходах и имуществе кандидата, оформленные с нарушением требований закона, в которых воспроизведены слова "(супругу и несовершеннолетним детям)", "(Доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)", "(моим супругу и несовершеннолетним детям)".
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 02.08.2017 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10.08.2017 г. решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 02.08.2017 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
В соответствии со ст. 33 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного п. 14.3 ст. 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением представляются копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона относится отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт в.1); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных п. 3.1) ст. 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт в.2).
В соответствии с ч. 12 ст. 31 Закона г. Москвы от 06.07.2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов, муниципального списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны: число зарегистрированных делегатов (участников) съезда (конференции, собрания); число делегатов (участников), необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения, общественного объединения; решение о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов с указанием номера и (или) наименования избирательного округа, по которому выдвигается кандидат (кандидаты), список кандидатов, и итоги голосования по этому решению; решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и (или) о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей - при выдвижении кандидатов, муниципального списка кандидатов; дата принятия решения.
При этом, согласно п. 14.1 ст. 35 ФЗ от 12.06.2002 г. N67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в п. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию, в том числе, решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Судом установлено, что решением Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский от 20.06.2017 г. N 93/5 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский на 10.09.2017 г.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Ломоносовский от 24.07.2017 г. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 1 Гринченко В.В., который выдвинут избирательным объединением "Московское городское отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России".
14.07.2017 г. Гринченко В.В. представил в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Ломоносовский документы о своем выдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N1, а именно: заявление, копию паспорта, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, о принадлежности к политической партии, сведения по форме о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащем на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах, копию документа о регистрации избирательного объединения, решение конференции избирательного объединения о выдвижении кандидата. Гринченко В.В. было выдано соответствующее подтверждение о приеме документов, а также разрешение на открытие специального избирательного счета.
Из представленных Гринченко В.В. для своего выдвижения документов следует, что им были сообщены и подтверждены о себе все те сведения, представление которых необходимо при выдвижении кандидатом, в том числе сведения о роде занятий - "общественный деятель", в подтверждение чего им представлена доверенность Государственной администрации города Бендеры от 08.09.2016 г. N 01-17/1225 о предоставлении Гринченко В.В. права представлять интересы администрации по вопросам партнерства и сотрудничества, с правом ведения переговоров с компетентными органами власти РФ муниципалитета города Подольск от имени Главы Государственной администрации города Бендеры с целью перспективного развития и развития внешнеэкономических партнерских и дружеских связей.
Как следует из выписки из протокола внеочередной конференции N 58 Московского городского отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России от 08.07.2017 г., на данной конференции были выдвинуты кандидаты в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский, среди которых по многомандатному избирательному округу N 1 заявлен Гринченко В.В., который выдвигался не в составе списка, а лично подавал документы, в связи с чем, решение о назначении уполномоченных представителей и (или) о предоставлении права назначения уполномоченных представителей не требуется.
Также Гринченко В.В. представлены в Избирательную комиссию сведения о его доходах и имуществе, которые представлены на бланке, предусмотренном действующим законодательством.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку заявление Гринченко В.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский отвечает требованиям, установленным ст. 33 ФЗ от 12.02.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 32 Закона г. Москвы от 06.07.2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", к данному заявлению приложены все необходимые документы, процедура выдвижения и регистрации кандидата не нарушена, оснований для отказа в регистрации указанного лица в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский у Избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Ломоносовский не имелось.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, найдя их мотивированными, соответствующими обстоятельствам дела, подтверждающимися представленными доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам ст. 84 КАС РФ.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя Буркова А.Л. по доверенности Мартыненко Д.Р. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 02.08.2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 10.08.2017 г. по административному исковому заявлению Буркова А.Л. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Ломоносовский об отмене решения от 24.07.2017 г. "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Ломоносовский по многомандатному избирательному округу N 1 Гриченко В.В." - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.