Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Потехиной Е.А. на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 03 мая 2017 г., которым Потехина Е.А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
27 марта 2017 г. в отношении Потехиной Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, Потехина Е.А. ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указала на то, что факт совершения вменяемого ей в вину административного правонарушения доказан не был, судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. При рассмотрении дела суд первой инстанции не учел, что Потехина Е.А. участников пикета не являлась, в связи с чем требований действующего законодательства не нарушала.
Потехина Е.А. и ее защитник Макарова Е.В. в судебное заседание явились, жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержали.
Проверив материалы дела, выслушав Потехину Е.А., защитника Макарову Е.В., изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно протоколу об административном правонарушении, что 27 марта 2017 г. примерно в 15 час. 25 мин. по адресу: г. Москва, Цветной бульвар, д. 25 "А" Потехина Е.А. участвовала в публичном мероприятии (пикете) в составе группы граждан в количестве трех человек без уведомления органов исполнительной власти г. Москвы, при этом в руках держала плакат с надписью "Мы все с Вами", привлекая внимание граждан и средств массовой информации, на требования сотрудников полиции прекратить данное публичное мероприятие не реагировала, чем нарушила требования Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собрания, митингах, демонстрациях и пикетированиях".
Указанные выше обстоятельства судья посчитал надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в связи с чем привлек Потехину Е.А. к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.5 КоАП РФ.
Однако с таким выводом судьи согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
Имеющиеся в деле доказательства, а именно, протокол об административном правонарушении, рапорты сотрудников полиции Алексеенко А.А., Стародубцева М.Г., в которых, в числе прочего, указано, что 27 марта 2017 г. Потехина Е.А. участвовала в несогласованном пикете в составе группы граждан в количестве трех человек, при этом двое участников пикета не устанавливались, подлежат критической оценке, учитывая, что требования ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности судом первой инстанции не выполнены: сотрудники полиции, составившие рапорты, а также иные лица, которым известны или могли быть известны обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, в судебное заседание не вызывались и судом не допрашивались.
В ходе производства по данному делу Потехина Е.А. последовательно отрицала факт совершения вменяемого административного правонарушения, тем не менее, мотивы, по которым достоверными относительно обстоятельств вмененного административного правонарушения признаны одни доводы и отвергнуты другие, в обжалуемом постановлении судьи фактически не приведены, возникшие противоречия не устранены, оценка вышеуказанным доводам Потехиной Е.А. не дана.
Вопрос о других участниках пикета судом первой инстанции не разрешен.
Данное юридически значимое обстоятельство, подлежащее выяснению по настоящему делу и имеющее значение для правильного его разрешения, в нарушение требований ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ оставлено судом первой инстанции без исследования и оценки.
Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу постановление судьи подлежащим отмене, дело возвращению на новое судебное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть вышеизложенное и принять постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу Потехиной Е.А. удовлетворить частично.
Постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 03 мая 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Потехиной Е.А., отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы.
Судья
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.