Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Москаленко А.Н., действующей в интересах АО Булочно-кондитерский комбинат "***" на решение судьи Хорошевского районного суда г.Москвы от 13.06.2017, которым оставлено без изменения постановление N 1401-013/2017-4 заместителя главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды *** В.А. от 21.04.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.4.39 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Акционерного общества Булочно-кондитерский комбинат "***" (далее АО БКК "***"), жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N1401-013/2017-4 заместителя главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды *** В.А. от 21.04.2017 юридическое лицо - АО БКК "***" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.4.39 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях" и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Решением Хорошевского районного суда г.Москвы от 13.06.2017 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской, суд защитник АО БКК "***" Москаленко А.Н. просит отменить постановление и решение, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы, указывает на отсутствие в действиях организации состава административного правонарушения, чрезмерную суровость назначенного юридическому лицу наказания.
Законный представитель АО БКК "***" надлежащим образом извещался о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, направил защитника Москаленко А.Н., которая доводы жалобы поддержала.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника АО БКК "***" Москаленко А.Н., прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов: природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Нарушение правил и требований в области охраны окружающей среды является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 4.39 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
В соответствии со Сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2017 год, размещенным на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, на основании распоряжения Департамента природопользования г. Москвы от 14.02.2017 N 1404-013/2017 в отношении АО БКК "***" в период с 06.03.2017 по 29.03.2017 была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства.
В ходе проведения проверки установлено, что АО БКК "***" в соответствии с договором аренды земель в г. Москве NМ-08-048132 от 03.12.2015 приняло в долгосрочное пользование на условиях аренды земельный участок площадью 30135 кв. м, расположенный по адресу: г.Москва, ***, с находящимися на нем объектами недвижимого имущества. Кадастровый номер участка ***. Срок действия договора до ***.
Установлено также, что АО БКК "***" на момент проверки на земельном участке с использованием подрядных организаций ( ООО ***"***") производились работы по сносу зданий и сооружений, ликвидации коммуникаций на основании ордера ( разрешения) N ***.
В ходе обследования земельного участка выявлены факты складирования материалов (бетонные блоки, грунт, металлический профилированный лист) и отходов (отходы сноса, отработанные автомобильные шины, бытовые отходы) на территории, занятой зелеными насаждениями, использования стволов деревьев для крепления электрического кабеля. В зоне производства работ по сносу деревья в кустарники не огорожены защитными коробами, отсутствует п аспорт благоустройства территории, отображающий результат инвентаризации зеленых насаждений.
Действия АО БКК "***" квалифицированы по ст.4.39 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях".
Вопреки доводам жалобы факт совершения АО БКК "***" вмененного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: распоряжением N 1404-013/2017 заместителя руководителя Департамента природопользования г. Москвы; копией сводного плана проверок, утвержденного Генеральной прокуратурой РФ; протоколом об административном правонарушении от 14.04.2017, составленным в отношении АО БКК "***" по ст. ст. 4.39 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях"; проектом производства работ ООО "*** "***"; ордером на проведение работ от ***; договором подряда от ***, заключенным между ООО "***"***" и АО БКК "***"; договором аренды земельного участка от 03.12.2015 с допсоглашениями; актом проверки N 1404-013/2017 от 29.03.2017; фототаблицей;
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Действия АО БКК "***" правильно квалифицированы по ст. 4.39 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Доводы жалобы об отсутствии в действиях АО БКК "***" состава правонарушения, в т.ч. о том, что указанное юридическое лицо не является субъектом вмененного ему правонарушения, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения природоохранного законодательства были допущены подрядчиком ООО "***"***" при проведении работ по сносу расположенных на земельном участке строений, нахожу необоснованными.
В соответствии с п. 9.8. Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", при производстве строительных и иных видов работ строительные и другие организации обязаны ограждать деревья, находящиеся на территории строительства и в зоне производства иных работ, сплошными щитами высотой 2 м. Щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м;
В соответствии с п. 9.3. Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", на озелененных и природных территориях запрещается: складировать любые материалы; устраивать свалки мусора; прикреплять электропровода и другие ограждения, которые могут повредить деревьям;
Анализ представленного в дело договора подряда позволяет сделать ввод о том, что обязанность подрядчика огораживать деревья в зоне производства работ прямо не в нем предусмотрена. Утверждения заявителя о том, что в соответствии с п.3.1.6. Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", обязанность по ограждению деревья, находящиеся на территории строительства и в зоне производства иных работ, сплошными щитами возложена исключительно на генподрядные организации, поэтому заказчик работ не может являться субъектом правонарушения, связанного с не проведением таких работ, основаны на неверном токовании указанного правого акта.
Пунктом п.3.1.6. Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" на генподрядную организацией действительно возлагается обязанность по принятию мер по сбережению и минимальному повреждению всех растений, отмеченных в проекте для сохранения, - огораживанию, обрезке и др.
Вместе с тем указанным правовым актом г. Москвы обязанность по защите деревьев в зоне производства строительных работ возлагается не только на подрядные организации но и на иные организации, в т.ч. собственника ( арендатора земельного участка).
Из указанного следует, что АО БКК "***" является юридическим лицом, допустившим нарушение требований п. 9.8. Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы".
Довод жалобы об отсутствии вины АО БКК "***" в складировании строительного мусора на озелененной территории, и материалов (бетонные плиты, грунт, металлический профилированный лист) не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы. Кроме того, из текста договора ЧиП-136/2015 заключенного между АО БКК "***" и ООО "***" прямо следует, что обязанность по сбору и хранению отходов лежит на заказчике АО БКК "***".
В соответствии со ст.5 Закона Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" в городе Москве ведется учет зеленых насаждений в порядке, установленном Правительством Москвы. Для целей учета создается реестр зеленых насаждений, порядок ведения которого определяется Правительством Москвы.
В соответствии с п. 7.1.2 Правил инвентаризации подлежат все территории зеленого фонда г. Москвы (особо охраняемые природные территории, особо охраняемые зеленые территории, природные, озелененные территории и иные территории, занятые зелеными насаждениями).
В соответствии с п. 7.1.7 Правил документом, отображающим результаты инвентаризации территорий зеленого фонда г. Москвы, для территорий зеленого Фонда г. Москвы, не относящихся к особо охраняемым природным, особо охраняемым зеленым и природным территориям, дворовым территориям, является паспорт благоустройства территории (приложение 24, 24а к Правилам).
В соответствии с п. 7.1.23 Правил своевременное проведение инвентаризации территорий зеленого фонда г. Москвы, достоверность и поддержание результатов инвентаризации в актуальном состоянии, а также контроль за соблюдением сроков передачи данных в Реестр зеленых насаждений обеспечивает правообладатель земельного участка территории зеленого фонда г. Москвы.
В соответствии с п. 9.2 Правил все правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда г. Москвы обязаны вносить в паспорт все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать проведение оценки состояния своей территории согласно требованиям раздела 6.
В ходе рассмотрения судом жалобы доказательств, опровергающих факт отсутствия у АО БКК "***" паспорта зеленых насаждений, не представлено.
Вопреки доводам жалобы административное наказание назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ с учетом тяжести совершенного правонарушения и соответствует санкции ст. 4.39 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Оснований для снижения наказания с учетом доводов жалобы, а также применения ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется, так как оно является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Решение судьи районного суда вынесено в порядке ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является мотивированным.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление N1401-013/2017-4 заместителя главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды *** В.А. от 21.04.2017, решение судьи Хорошевского районного суда г.Москвы от 13.06.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.4.39 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Акционерного общества Булочно-кондитерский комбинат "***", оставить без изменения, жалобу защитника Москаленко А.Н. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.