Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (ОАО "МТТ") по доверенности Ядровой Ю.В. на решение судьи Таганского районного суда Москвы от 22.06.2017, которым постановление N *** главного государственного санитарного врача по Москве в отношении ОАО "МТТ", вынесенное 14.03.2017 по ст.6.4 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба защитника без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N *** главного государственного санитарного врача по Москве 14.03.2017 ОАО "МТТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Таганского районного суда Москвы 22.06.2017 постановление оставлено без изменения, жалоба защитника без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ОАО "МТТ" просит решение судьи отменить, постановление должностного лица судьи изменить, исключив выводы о том, что были совершены следующие нарушения: частично в помещениях, где эксплуатируются ПЭВМ, не проводится своевременная замена перегоревших ламп; вентиляционная камера приточных систем заставлена посторонними предметами (радиаторы, манекен и т.д.), секции вентиляционных систем грязные, ввиду отсутствия доказательств допущения ОАО "МТТ" указанных выше нарушений.
В судебное заседание законный представитель ОАО "МТТ" не явился, о дате слушания извещен надлежащим образом, об отложении не просил. С учетом положений ст.25.4 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Защитник ОАО "МТТ" по доверенности Ядрова Ю.В. доводы жалобы поддержала.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Москве Богданова Е.В. просила жалобу оставить без удовлетворения, постановление и решение оставить без изменения, как законные и обоснованные.
Проверив также материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления и решения не нахожу.
Согласно ст.6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, установлено должностным лицом административного органа и судьёй районного суда при рассмотрении дела и жалобы, 02.03.2017 в 00.40 часов по адресу: ***, ОАО "МТТ" допустило нарушение ст.11, 25, 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пп.1.8, 2.2, 4.2, 6.14, 14.4, 6.15 2.1 СанПин 2.2.2/2.4.1340-03; пп.1.3, 1.5, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 3.4, 4.1 СП 1.1.1058-01; пп. 1.4, 7.1, 7.3, 7.14,7.15 СанПин 2.2.4.548-96; пп. 1.4, 1.5 СанПин 2.2.4.1278-03; пп. 1.2, 1.6, 3.1 СанПин 2.2.4.1294-03; п.4.15 СП 2.2.2.1327-03; пп.75 и 76 Инструкции по санитарному содержанию помещений N ***, что выразилось в том, что частично в помещениях (***), где эксплуатируются ПЭВМ, не проводится своевременная замена перегоревших ламп; представленная программа (план) организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий не соответствует действующим санитарным нормам и правилам; отсутствует перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам; не представлены результаты лабораторных исследований и испытаний за 2016 год за соблюдением правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а именно: протоколы лабораторных исследований уровней освещенности, микроклимата, аэроионного состава воздуха, шума, вибрации и т.д. на рабочих местах; вентиляционная камера приточных систем заставлена посторонними предметами (радиаторы, манекен и т.д.); секции вентиляционных камер грязные; отсутствуют паспорта на вытяжные системы вентиляции.
Действия ОАО "МТТ" должностным лицом административного органа и судьёй районного суда квалифицированы по ст.6.4 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, и виновность ОАО "МТТ" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, которые никаких сомнений в допустимости и достоверности не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N *** от 06.03.2017; актом проверки от 02.03.2017 N ***с фототаблицей; распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 25.01.2017 N ***.
Все доказательства оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должны соблюдаться вне зависимости от наличия или отсутствия проверок государственного надзора, выдаваемого предписания либо составления протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении, поскольку нарушение вышеуказанных норм само по себе уже образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, что влечет наложение административного наказания.
В соответствии со ст.11 Федерального закона РФ от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии со ст.25 Федерального закона РФ от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Положениями статьи 32 указанного закона предусмотрено, что п роизводственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
За нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения действующим законодательством, в том числе ст.55 вышеуказанного закона, предусмотрена также и административная ответственность.
Согласно пп.1.8, 2.2, 4.2, 6.14, 14.4, 6.15 2.1 СанПин 2.2.2/2.4.1340-03, и ндивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в процессе производства и эксплуатации ПЭВМ должен осуществляться производственный контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил; перечень продукции и контролируемых гигиенических параметров вредных и опасных факторов представлен в приложении 1 (таблица 1); в производственных помещениях, в которых работа с использованием ПЭВМ является основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др.) и связана с нервно-эмоциональным напряжением, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата для категории работ 1а и 1б в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами микроклимата производственных помещений; на других рабочих местах следует поддерживать параметры микроклимата на допустимом уровне, соответствующем требованиям указанных выше нормативов; освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк; освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана; освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк; коэффициент пульсации не должен превышать 5%; для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях для использования ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.
Производственный контроль за соблюдением санитарных правил осуществляется производителем и поставщиком ПЭВМ, а также предприятиями и организациями, эксплуатирующими ПЭВМ в установленном порядке, в соответствии с действующими санитарными правилами и другими нормативными документами.
Согласно пп.1.5, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 3.4, 4.1 СП 1.1.1058-01, ю ридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением; объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
Производственный контроль включает: наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации; организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения; контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством; обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг; ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений; номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.
Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия; необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами; мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать в себя, в том числе, перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
В соответствии с пп. 1.4, 7.1, 7.3, 7.14,7.15 СанПин 2.2.4.548-96, руководители предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от форм собственности и подчиненности в порядке обеспечения производственного контроля обязаны привести рабочие места в соответствие с требованиями к микроклимату, предусмотренными настоящими Санитарными правилами; измерения показателей микроклимата в целях контроля их соответствия гигиеническим требованиям должны проводиться в холодный период года - в дни с температурой наружного воздуха, отличающейся от средней температуры наиболее холодного месяца зимы не более чем на 5 °C, в теплый период года - в дни с температурой наружного воздуха, отличающейся от средней максимальной температуры наиболее жаркого месяца не более чем на 5 °C; частота измерений в оба периода года определяется стабильностью производственного процесса, функционированием технологического и санитарно-технического оборудования; измерения следует проводить на рабочих местах; если рабочим местом являются несколько участков производственного помещения, то измерения осуществляются на каждом из них; по результатам исследования необходимо составить протокол, в котором должны быть отражены общие сведения о производственном объекте, размещении технологического и санитарно-технического оборудования, источниках тепловыделения, охлаждения и влаговыделения, приведены схема размещения участков измерения параметров микроклимата и другие данные; в заключении протокола должна быть дана оценка результатов выполненных измерений на соответствие нормативным требованиям.
В соответствии с п.1.5 СанПин 2.2.4.1278-03, гигиеническая оценка освещения жилых и общественных зданий проводится для установления соответствия настоящим санитарным правилам.
Согласно пп.1.2, 1.6, 3.1 СанПин 2.2.4.1294-03, санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарные требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений, где может иметь место аэроионная недостаточность или избыток аэроионов, включая: гермозамкнутые помещения с искусственной средой обитания; помещения, в отделке и (или) меблировке которых используются синтетические материалы или покрытия, способные накапливать электростатический заряд; помещения, в которых эксплуатируется оборудование, способное создавать электростатические поля, включая видеодисплейные терминалы и прочие виды оргтехники; помещения, оснащенные системами (включая централизованные) принудительной вентиляции, очистки и (или) кондиционирования воздуха; помещения, в которых эксплуатируются аэроионизаторы и деионизаторы; помещения, в которых осуществляются технологические процессы, предусматривающие плавку или сварку металлов.
Соблюдение требований Санитарных правил является обязательным для юридических лиц всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей и граждан.
Контроль аэроионного состава воздуха осуществляется в следующих случаях: - в порядке планового контроля не реже одного раза в год; - при аттестации рабочих мест; - при вводе в эксплуатацию рабочих мест в помещениях, перечисленных в п.1.2 Санитарных правил; - при вводе в эксплуатацию оборудования либо материалов, способных создавать или накапливать электростатический заряд (включая видеодисплейные терминалы и прочие виды оргтехники); - при оснащении рабочих мест аэроионизаторами или деионизаторами.
Требования Санитарных правил СанПин 2.2.4.1294-03 "Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений" направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека аэроионной недостаточности и избыточного содержания аэроионов в воздухе на рабочих местах; предназначаются для юридических лиц всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей и граждан, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации; соблюдение требований Санитарных правил является обязательным для юридических лиц всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей и граждан.
Раздел второй данных Правил устанавливает нормируемые показатели аэроионного состава воздуха, которые приведены в таблице данного раздела.
При рассмотрении дела должностным лицом административного органа, а также судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ОАО "МТТ" в его совершении.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ОАО "МТТ" имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ст.6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод жалобы о недоказанности вины юридического лица в совершении вмененного ему правонарушения не обоснован. Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении ОАО "МТТ".
Решение судьи мотивированно, оно отвечает требованиям КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении жалобы, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен.
В настоящей жалобе защитник просит исключить выводы суда и должностного лица о том, что Обществом были допущены следующие нарушения: частично в помещениях, где эксплуатируются ПЭВМ, не проводится своевременная замена перегоревших ламп; вентиляционная камера приточных систем заставлена посторонними предметами (радиаторы, манекен и т.д.), секции вентиляционных систем грязные, тем самым соглашаясь, что в бездействии ОАО "МТТ" имелись другие нарушения действующих санитарных правил, выявленные в ходе проверки 02.03.2017, а именно: представленная программа (план) организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий не соответствует действующим санитарным нормам и правилам; отсутствует перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам; не представлены результаты лабораторных исследований и испытаний за 2016 год за соблюдением правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а именно: протоколы лабораторных исследований уровней освещенности, микроклимата, аэроионного состава воздуха, шума, вибрации и т.д. на рабочих местах; отсутствуют паспорта на вытяжные системы вентиляции.
Между тем, предоставление программы (плана) организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, которая не соответствует действующим санитарным нормам и правилам; отсутствие перечня должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам; не предоставление результатов лабораторных исследований и испытаний за 2016 год за соблюдением правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а именно: протоколов лабораторных исследований уровней освещенности, микроклимата, аэроионного состава воздуха, шума, вибрации и т.д. на рабочих местах; отсутствие паспортов на вытяжные системы вентиляции, также является нарушениями действующих санитарных правил и норм, обязательных для исполнения юридическими лицами при осуществлении ими своей производственной деятельности, приведенных выше, что образует для ОАО "МТТ" событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи по жалобе не имеется.
Иные доводы жалобы не влекут отмену обжалуемых административных актов, так как не опровергают правильные выводы должностного лица и судьи о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Административное наказание ОАО "МТТ" назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учётом обстоятельств и характера совершённого правонарушения, объектом которого является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Таганского районного суда Москвы от 22.06.2017, постановление N *** главного государственного санитарного врача по Москве в отношении ОАО "МТТ" от 14.03.2017 по ст.6.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Ядровой Ю.В. без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Васильев А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.