Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" Аксенова П.Г. с дополнениями к жалобе защитника по доверенности Оленичева М.В. на постановление судьи Симоновского районного суда Москвы от 02 июня 2017 г. по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ в отношении некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО",
УСТАНОВИЛ:
28 сентября 2016 г. в отношении некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" начальником отдела по делам некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ.
Постановлением судьи Симоновского районного суда Москвы 02 июня 2017 года некоммерческое партнерство по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, подвергнуто административному штрафу в размере 300 000 руб.
Не согласившись с постановлением судьи Симоновского районного суда Москвы, законный представитель некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" Аксенов П.Г. и защитник Оленичев М.В. обратились в Московский городской суд с жалобой и дополнениями к ней, в которых просят постановление судьи отменить по доводам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание генеральный директор некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, об отложении не просил, направил защитника по доверенности Воробьева В.В., который жалобу с дополнениями и доводы, изложенные в них, поддержал, указав на то, что обжалуемое постановление не мотивировано, представленные в дело доказательства в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судьей не оценены, организация привлечена к административной ответственности за пределами установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, в ходе производства по делу допущенные существенные нарушения процессуальных норм, установленных КоАП РФ; вменное административное правонарушение является малозначительным.
Проверив также материалы дела, доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления судьи.
Административная ответственность по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
По смыслу приведенной нормы, объективная сторона данного административного правонарушения выражается в форме бездействия - неподаче заявления в уполномоченный орган о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7- ФЗ "О некоммерческих организациях", под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Таким образом, для признания некоммерческой организации некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, необходимо наличие финансирования из иностранных источников и участие в политической деятельности на территории Российской Федерации, то есть участие в организации и проведении, а также финансировании политических акций в различных формах, направленных на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленных на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
В силу п.7 ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7- ФЗ "О некоммерческих организациях", намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п.10 ст.13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Порядок введения реестра и бланка заявления утверждены Приказом Минюста России от 30 ноября 2012 года N 223 "О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".
Пунктом 12 данного Порядка установлено, что заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Министерство или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг .
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, на основании распоряжения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве от 29.04.2016 N *** в отношении некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" проведена внеплановая документарная проверка. 10 июня 2016 года в 00 час. 00 мин по результатам проверки, проведенной должностными лицами ГУ Минюста России по Москве, установлено, что некоммерческое партнерство по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" (***) является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, а именно: получает денежные средства от иностранных организаций и участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, но при этом до настоящего времени с заявлением о внесении сведений о нем в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не обратилось, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.34 КоАП РФ.
В ходе проверки было установлено, что основными направлениями деятельности н екоммерческое партнерство по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" являются развитие низкопороговых услуг по профилактике ВИЧ и других опасных заболеваний среди наиболее уязвимых групп населения (ПИН, СР, заключенные); оказание финансовой и информационно-методической помощи организациям, осуществляющим комплексные программы профилактики ВИЧ-инфекции в РФ; развитие диалога с учреждениями и органами здравоохранения в целях интеграции низкопороговых программ профилактики ВИЧ и других опасных заболеваний в национальную систему медико- социальной помощи; разработка и распространение образовательных материалов в указанной сфере, в том числе, брошюр и информационного бюллетеня о снижении вреда в России; обучение членов НП "ЭСВЕРО" вопросам осуществления проектов низкопороговых услуг по профилактике ВИЧ и других опасных заболеваний (практические тренинги); проведение информационно-образовательных семинаров для заинтересованных лиц; сотрудничество с другими организациями, работающими в области снижения вреда, ВИЧ-инфекции, наркополитики, защиты прав человека и др.
Распоряжением Министерства юстиции РФ 22.06.2016 N *** некоммерческое партнерство по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" включено в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Действия некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" квалифицированы по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств, которые никаких сомнений в допустимости и достоверности не вызывают : протоколом об административном правонарушении от 28 сентября 2016 года; распоряжением Министерства юстиции РФ от 22.06.2016 N ** о включении некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; распоряжением ГУ Министерства юстиции РФ по Москве от 29.04.2016 N *** о проведении внеплановой документальной проверки некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО"; актом проверки от 10.06.2016; уставом некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья" "ЭСВЕРО"; списком членов некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" по состоянию на 05 сентября 2016 года; выпиской из ЕГРЮЛ; уведомлением о проведении внеплановой документарной проверки от 04.05.2016 N ***; актом приема-передачи документов от 16.05.2016; проектами и программами; договорами и соглашениями; договором о финансировании благотворительной программы; договорами пожертвований, согласно которым партнерство получало денежные средства из Королевства Бельгии и Соединённых Штатов Америки; отчетами о деятельности некоммерческой организации; оборотно-сальдовыми ведомостями НП "ЭСВЕРО" за период 2014 г. - 1 квартал 2016 г.; анализами счетов 86, 91, 52, 50 за ** г.; распечаткой с портала Минюста России; вступившим в законную силу решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 18.04.2016 по делу N *** и другими материалами дела.
Из материалов дела следует, что за период с 01.01.2014 по 31.03.2016 некоммерческое партнерство по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" получало пожертвования из Королевства Бельгии и Соединённых Штатов Америки на поддержание проекта "Профилактика ВИЧ среди уязвимых групп: повышение качества организации в целях улучшения эффективности адвокации и интеграции" на основании договора пожертвования - внешняя деятельность Европейского Союза N *** в лице Европейской Комиссии от 23.12.2011, общий размер финансирования по договору составляет 1272716 евро; проекта "расширение доступа к специальным тендерным услугам по профилактике ВИЧ-инфекций для женщин в Российской Федерации" на основании договора пожертвования N * от 01.03.2014, заключенного между п артнерством и ООО "Эсте Лаудер Компаниз"; проекта "благополучие несовершеннолетних и злоупотребление психоактивными веществами: развитие партнёрства и интеграция", на основании договора пожертвования N ***, заключенного между партнерством и Правительством Соединенных Штатов Америки, предоставленным Государственным Департаментом США, действующим через Посольство США в Москве, в соответствии с которым партнерству предоставлена целевая безвозмездная помощь в размере *** долларов США сроком с 21.09.2015 по 30.08.2016; программы "поддержка доступа к профилактике и лечению ВИЧ-инфекции путем развития услуг среди потребителей инъекционных наркотиков в Российской Федерации" при поддержке Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, данная программа является долгосрочным проектом Глобального Фонда и партнерства на основании соглашения *** от 10.08.2006 с размером благотворительного пожертвования *** евро. Как указано на сайте партнерства ( http ://www .*** ), "задача 3 программы направлена на установление устойчивой связи между сообществами и программами лечения ВИЧ, обеспечение набора пациентов, обучение и поддержку пациентов, установление партнерства с различными сервисами, необходимыми для эффективного обеспечения ПИН лечением ВИЧ. В рамках этой задачи, через тренинги и сайт визиты тренеров и консультантов от сообщества людей, живущих с ВИЧ, персонал проектов снижения вреда получает навыки, необходимые для переадресации ЛЖВ, развития сообщества ЛЖВ и консультирования по приверженности. Сообщество людей, живущих с ВИЧ, подготавливает различные информационные материалы для клиентов проектов и других сервисных организаций. Задача 4 направлена на снижение стигмы и нарушений прав человека ПИН, посредством развития потенциала ПИН в области адвокации, защиты прав человека, мониторинга и оценки услуг в области ВИЧ. Увеличение роли уязвимых сообществ и мобилизация людей, живущих с ВИЧ, потребителей наркотиков и их родственников, очень важно для профилактики и лечения ВИЧ. Реализация задачи включает проведение тренинга для сервисных программ, проектов снижения вреда и лидеров сообществ, а также их последующую совместную работу. Обучение включает в себя тренинги групп сообщества ПИН по эффективной профилактике ВИЧ и лечению, устойчивому развитию и сотрудничеству; выявление и поддержка лидеров сообществ (обучение, техническая поддержка, вовлечение в качестве участников во все мероприятия проекта, организация самоорганизаций и их устойчивое развитие) и развитие механизмов осуществления мониторинга ВИЧ-сервиса со стороны сообщества в регионах".
Согласно представленным документам партнерство в рамках реализации указанной программы и заключенных ранее договоров пожертвования в 2014 году безвозмездно передало пожертвования 29 некоммерческим организациям, среди которых *** региональная общественная организация "***". Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 18.04.2016 по делу N *** *** региональная общественная организация "***" обязана подать заявление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области о включении её в реестр некоммерческих организации, выполняющих функции иностранного агента. Некоммерческое партнерство по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" в 2013-2014 гг. получило через партнерство при поддержке Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, финансируемого фондом "***", Государственным департаментом США, целевое финансирование в г.Энгельс в качестве пожертвований в рамках программы "Поддержка доступа к профилактике и лечению ВИЧ-инфекции путем развития услуг среди потребителей инъекционных наркотиков в Российской Федерации" на общую сумму *** тыс. руб. При этом финансовый донор (партнерство) за тот же период времени получил иностранного финансирования на сумму, превышающую двести миллионов руб. В соответствии с указанным выше решением суда, прокуратурой г.Энгельса Саратовской области проведена проверка деятельности СРОО "***", в ходе которой была проведена политологическая экспертиза деятельности Организации. Из заключения эксперта профессора ФГБОУ ВО "СГЮА" Коновалова И.Н. следует, что СРОО "***" осуществлял реализацию проектов по снижению темпов роста распространения ВИЧ/СПИДа в г.Энгельсе через организацию работы в среде ПИН (потребителей инъекционных наркотиков). За весь период проведения проектов СРОО "***" получил порядка *** шприцов и *** презервативов, которые были реализованы среди потребителей наркотиков. Помимо этого, партнерством проводился мониторинг в среде наркозависимых и ВИЧ/СПИД инфицированных путем проведения социологических опросов, включающих широкий перечень вопросов. На основе собранных сведений проводился статистический анализ, выборка с последующим их направлением в НП "ЭСВЕРО" в форме отчета о проделанной работе. В инструкции по технике безопасности работы аутрич-работников и волонтеров в разделе "***" указывается: "***", в другом месте указывается: "***". (Инструкция подготовлена проектом *** - Нью-Йорк). Эксперт делает вывод, что деятельность СРОО "***" не только не согласовывается с российскими властями, но и вступает в серьезное противоречие с государственной политикой в сфере профилактики СПИДа. Удовлетворяя требования прокурора г.Энгельса и признавая Организацию иностранным агентом, суд исходил из того, что организация получала финансирование из иностранных источников и занималась политической деятельностью. Указанное решение вступило в законную силу 24.05.2016.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2014 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений п.6 ст.2 и п.7 ст.32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ч. 6 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и ч.1 ст.19.34 КоАП РФ в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева", при отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Судом первой инстанции, вопреки приведенным доводам, правильно установлено наличие признаков участия организации в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, исходя из того, что организуемые и проводимые некоммерческим партнерством по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья" "ЭСВЕРО" мероприятия были направлены на формирование общественного мнения, формат этих мероприятий и рассматриваемые на них вопросы имели целью привлечение внимания со стороны органов государственной власти и общественности. При этом, деятельность некоммерческого партнерства по поддержке социально- профилактических программ в сфере общественного здоровья" "ЭСВЕРО" финансируется из иностранных источников, что подтверждено материалами проверки о предоставлении партнерству денежных средств.
В связи с этим, некоммерческое партнерство по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья" "ЭСВЕРО" отвечает предусмотренным п.6 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" критериям некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
Таким образом, указанные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34 КоАП РФ.
Довод о том, что партнёрство не получало извещение о дате, времени и месте составления акта проверки, что лишило возможности представить свои возражения и реализовать права, представляемые проверяемой организации действующим законодательством, суд не может принять во внимание, так как п о юридическому адресу партнёрства 04.05.2016 направлено уведомление N *** о проведении внеплановой документарной проверки (том 1 л.д.39-40), указанное уведомление было получено партнерством, что следует из отчета об отслеживании почтовых отправлений (том 1 л.д.49-50) и следует из ответа генерального директора партнерства от 16.05.2016 N *** о предоставлении документов. (том 1 л.д.53-69)
Акт проверки от 10.06.2016 направлен в адрес некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО", что следует из письма от 10.06.2016 N ***, в котором указано, что в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, руководитель партнерства вправе приложить к нему письменные возражения (замечания) по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (том 2 л.д.236), которое получено генеральным директором Аксеновым П.Г., согласно ответу от 24.06.2016 N ***. (том 2 л.д.240-241)
Исходя из указанного, следует, что некоммерческое партнерство по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" вправе было изложить свои возражения по акту, оспорить его в установленном законом порядке, однако, данным правом не воспользовалось.
Согласно ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Законный представитель партнерства извещался о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается уведомлениями ГУ Минюста РФ по Москве. (том 3, л.д.11-18, 35-36)
Вопреки доводам заявителя протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес партнерства в установленный КоАП РФ срок. (том 3 л.д37-40)
Доказательства получены с соблюдением требований закона, они получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Утверждения в жалобе о нарушении прав, гарантированных статьями 10, 11, 14, 17 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку привлечение лица к административной ответственности за установленный и доказанный в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, факт совершения соответствующего административного правонарушения, не влечет нарушение указанных прав этого лица, и не препятствует их реализации с соблюдением требований закона.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что некоммерческим партнерством по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно п.7 ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" имелась, доказательств принятия организацией всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований не представлено. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО".
Таким образом, совершенное н екоммерческим партнерством по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" деяние, выразившееся в осуществлении деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, правильно квалифицировано по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ.
Вывод суда первой инстанции о том, что деятельность н екоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" отвечает предусмотренным п.6 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" критериям некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, является обоснованным.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях н екоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.34 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает административное наказание в виде административного штрафа в значительной сумме.
Ссылка о нарушении требований ст.24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела не может быть признана состоятельной. Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку бездействию некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" , и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, и виновности некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" в его совершении.
Утверждение о том, что некоммерческое партнерство по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" привлечено к административной ответственности за пределами установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока, подлежит отклонению.
На основании пп.1, 3 ст.49 ГК РФ, правоспособность юридического лица, то есть способность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
На основании п.6 ст.2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.7 ст.32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении её в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении её в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
Согласно подп.6 п.4.2 ст.32 Закона о некоммерческих организациях основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации является поступление в уполномоченный орган заявления от некоммерческой организации, включённой в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об исключении этой некоммерческой организации из указанного реестра в связи с прекращением ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
В силу подп.1, 2 п.7.1 ст.32 Закона о некоммерческих организациях уполномоченный орган принимает решение об исключении некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента: в случае прекращения деятельности некоммерческой организации в связи с её ликвидацией или реорганизацией в форме, предусматривающей прекращение деятельности юридического лица, или в связи с исключением некоммерческой организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, из единого государственного реестра юридических лиц; если по результатам внеплановой проверки, проведённой на основании, предусмотренном подпунктом 6 пункта 4.2 ст. 32, установлено, что некоммерческая организация в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этой некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Анализ приведённых норм свидетельствует о том, что некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, включённая в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, утрачивает статус иностранного агента в случае её ликвидации или реорганизации в форме, предусматривающей прекращение деятельности юридического лица или по заявлению некоммерческой организации об исключении её из реестра некоммерческих организаций, если в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления об исключении этой некоммерческой организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, она не получала денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовала в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
В случае, если некоммерческая организация, осуществляющая деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, не подала заявление о включении её в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, она включается в данный реестр уполномоченным органом, независимо от срока, прошедшего с момента получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и (или) её участия в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Такая организация имеет статус иностранного агента с момента начала получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и до момента исключения её из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента по основаниям, приведённым в п.7.1 ст 32 Закона о некоммерческих организациях.
Частью 1 ст.4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.34 названного Кодекса, составляет один год.
Согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.14 Постановления от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, является длящимся.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2016 года N 78-АД16-21.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения организации к административной ответственности, выявлены в рамках проверки, проведенной в отношении организации ГУ Минюста России по Москве, которая была окончена 10 июня 2016 г.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции 02 июня 2017 г. годичный срок давности привлечения организации к административной ответственности не истек.
Согласно ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Как усматривается из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, в нем содержатся все сведения, предусмотренные ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные судьей в судебном заседании при рассмотрении дела, что отражено в оспариваемом судебном акте.
Иные доводы жалобы и дополнений к ней не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность судебного постановления.
По существу доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительным мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Несогласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшегося по делу постановления судьи районного суда.
Мотивы, по которым в основу постановления судьи районного суда при рассмотрении дела положены одни доказательства и отвергнуты другие подробно, изложены в обжалуемых актах. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО", не усматривается.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст.1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Виды административных наказаний указаны в ст.3.2 КоАП РФ.
В соответствии с п.1 ст.3.3, п.1 ст.3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может применяться только в качестве основного административного наказания.
В соответствии с пп.3.2-3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется, в связи с чем доводы о суровости назначенного административного наказания, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку данные доводы не умаляют характер административного правонарушения, посягающего на порядок управления.
Оснований, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ, суд, рассматривающий жалобу, не усматривает с учетом характера правонарушения.
В случае невозможности уплаты административного штрафа партнерство, с учетом материального положения, не лишено возможности обратиться к судье районного суда, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст.31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено партнерству в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также характера совершенного правонарушения, финансового положения юридического лица, согласуется с принципами юридической ответственности, является минимальным, справедливым и соразмерным административному наказанию.
Из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав партнерства вследствие привлечения к административной ответственности, а также не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что назначенное административное наказание может существенным образом ухудшить имущественное и финансовое положение н екоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" , на такие обстоятельства не имеется ссылок и в поданной жалобе, в связи с чем оснований для назначения заявителю наказания ниже низшего предела, установленного соответствующей санкцией ч.1 ст.19.34 КоАП РФ не установлено.
Также не имеется исключительных обстоятельств, которые могли бы повлиять на выводы суда о виде и размере назначенного административного наказания.
С доводом о малозначительности вмененного административного правонарушения согласиться нельзя, поскольку в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст.ст.4.1-.4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст.3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу чч.2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, с учетом характера административного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, не имеется.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Симоновского районного суда Москвы от 02 июня 2017 г. по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.19.34 КоАП РФ в отношении некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" оставить без изменения, жалобу законного представителя некоммерческого партнерства по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" Аксенова П.Г. с дополнениями к жалобе защитника по доверенности Оленичева М.В. оставить без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Г.Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.