Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника НИУ ВШЭ Зариповой Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования НИУ "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N 1391 Главного государственного санитарного врача по ЦАО
г. Москвы Андреевой Е.Е. от 20 декабря 2016 года, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования НИУ "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 11 апреля 2017 г. постановление должностного лица от 20 декабря 2016 г. оставлено без изменения.
Не согласившись с данными постановлением должностного лица и решением судьи, защитник НИУ ВШЭ обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, в связи с отсутствием события административного правонарушения, указав, что в конкретном случае указанные в оспариваемом постановлении нормы закона не содержат каких-либо требований, подлежащих исполнению юридическими лицами -работодателями, соответственно их нарушение не может вменяться в вину НИУ ВШЭ. Профилактические прививки населению проводятся медицинскими организациями, аккредитованными для соответствующих видов деятельности.
В судебное заседание законный представитель НИУ ВШЭ не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд защитников Асташова А.В., Лисицыну Ю.Ю., в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитники Асташов А.В., Лисицына Ю.Ю. доводы жалобы поддержали.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитников, оснований для отменены или изменения обжалуемых постановления должностного лица, решения судьи не усматривается.
Судьей проверены материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья пришел к выводу о правомерности привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ.
Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 11 Закона РФ N 52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзора должностных лиц: разрабатывать и проводить санитарно- эпидемиологические (профилактические) мероприятия.
Статьей 39 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ч.1 ст.29 данного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в
полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии со ст. 35 Закона профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом N 157-ФЗ от 17.09.1998 г. "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
В силу статьи 1 Федерального закона N 157-ФЗ нормативным правовым актом, устанавливающим сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок, является Национальный календарь профилактических прививок, который в силу положений статьи 9 Федерального закона N 157-ФЗ включает в себя в том числе профилактические прививки против гриппа.
С этой целью в соответствии с п. 5.6 СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней" руководителями организаций ежегодно представляются в лечебно-профилактические организации списки работающих с указанием года рождения, занимаемой должности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда,
14.11.2016 г. в 12 час. 00 мин. в ходе проведения административного расследования в отношении Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования НИУ "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ), выявлено нарушение закона в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: администрацией НИУ ВШЭ, расположенное по адресу: Москва, Мясницкая ул. 20, не организовано прохождение иммунопрофилактики против гриппа в предэпидемический сезон согласно национальному календарю прививок и календарю прививок по эпидемическим показаниям, который включает в себя прививки против гриппа; не были представлены списки сотрудников, поданные в лечебно-профилактические организации с указанием года рождения, занимаемой должности, необходимой для формирования прививочного анамнеза, охват прививками против гриппа в группах риска к которым относятся работники учебных заведений, составляет менее 75%, а именно - 4,7%, что является нарушением ст. 3, ст. 6, ч.1 ст. 29, ст. 35 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; ст.5, ст.9 ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17.09.98г. N 157-ФЗ"; п.п.1.3, 18.1, 18.3, 18.8, 18.10 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", п. 12 "Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями и требуют обязательного проведения профилактических прививок", утв. Постановлением Правительства РФ N 825 от 15.07.99г., п.п.11.2, 11.4 СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", п.п.1.3, 5.6 СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней".
Действия НИУ ВШЭ квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ.
Вина учреждения в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.11.2016г.; определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 11.11.2016г.; запросом о предоставлении документов от 14.11.2016г.; протоколом об административном правонарушении от 05.12.2016г., составленным в отношении НИУ ВШЭ; представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 20.12.2016г. и другими материалами дела.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Доказательств того, что НИУ ВШЭ были приняты все зависящие от него меры по соблюдению ст. 11, 29, 35, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.1.3, 5.6 СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней", , за нарушение которых ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
При этом возможность для соблюдения указанных требований действующего законодательства у НИУ ВШЭ имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях НИУ ВШЭ.
При таких обстоятельствах, действия НИУ ВШЭ по ст. 6.3 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии события административного правонарушения, не могут быть признаны состоятельными, поскольку из системного толкования положений ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17.09.98г. N 157-ФЗ"; СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" , СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней", в том числе п. 5.6. СП 3.3.2367-08 требования о представлении ежегодно в лечебно-профилактические организации списков работающих с указанием года рождения, занимаемой должности для вакцинации возложена на работодателя. Данные положения обязательны для исполнения юридическими лицами.
Назначенные НИУ ВШЭ вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, и требованиям ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ. Административное наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ, и является справедливым.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм не допущено, в связи с чем обжалуемые постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 11 апреля 2017 года, постановление N 1391 Главного государственного санитарного врача по ЦАО
г. Москвы Андреевой Е.Е. от 20 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования НИУ "Высшая школа экономики" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.