Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам Аброськина А.А. и его защитника по доверенности Матвейчука В.А. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г.Москве N*** года, на решение судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 21 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "НТЦ "Эльбрус" Аброськина А.А.,
установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г.Москве N*** года генеральный директор ООО "НТЦ "Эльбрус" Аброськин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 9 000 рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, Аброськин А.А. подал на него жалобу в Дорогомиловский районный суд города Москвы, решением судьи которого от 21 апреля 2017 года оспариваемое постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд данные акты должностного лица и судьи районного суда обжалуют Аброськин А.А. и его защитник по доверенности Матвейчук В.А. по доводам поданных жалоб, согласно которым выводы судьи основаны на неправильном толковании норм материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; оспариваемое постановление вынесено без учета положений п.6 ст.27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в силу которой специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года.
В судебное заседание генеральный директор ООО "НТЦ "Эльбрус" Аброськин А.А., будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитников по доверенности Матвейчука В.А., Абдулина А.С., Цирулевой Ю.А., поддержавших в полном объеме указанные доводы жалобы, дополнительно ссылаясь на судебную практику и письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 08 декабря 2014 года N15-1\В-1829.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, выслушав объяснения защитников заявителя, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не нахожу ввиду следующего.
Частью 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются вступившим в силу с 01 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в силу ч. 1 и ч.3 ст. 3 которого, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников; специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями
На основании ч.1 и ч.4 ст. 8 ФЗ "О специальной оценке условий труда", обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя, итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ; специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
По смыслу ч. 4 ст. 27 того же Федерального закона от 28 декабря 2013 года N426-ФЗ, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с ч. 6 ст. 27 Закона о специальной оценке условий труда, в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Согласно п. 8 действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года N 342н, сроки проведения аттестации устанавливались работодателем исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет; аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Исходя из изложенного, оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. При этом положения ч. 6 ст. 27 Закона о специальной оценке условий труда в силу ч. 4 этой же статьи распространяются только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу указанного закона, то есть до 01 января 2014 года провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения в период с ***года по 24 октября 2016 года на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в г.Москве от ***года плановой выездной проверки соблюдения ООО "НТЦ "Эльбрус" по соблюдению требований трудового законодательства в 15.18 час. ***года по адресу: г.Москва, ул.***, выявлено, что в нарушение требований ч.2 ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации генеральный директор ООО "НТЦ "Эльбрус" Аброськин А.А. не обеспечил проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела карточкой обращения гражданина; распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в г.Москве от ***года о проведении плановой выездной проверки соблюдения ООО "НТЦ "Эльбрус" по соблюдению требований трудового законодательства; актом проверки ***года; предписанием об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО "НТЦ "Эльбрус"; протоколом об административном правонарушении ***года государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г.Москве в отношении генерального директора ООО "НТЦ "Эльбрус" Аброськина А.А., в котором приведено существо правонарушения, указаны нормы права, нарушение которых вменяется юридическому лицу, перечислены доказательства, подтверждающие событие административного правонарушения по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, составленного в присутствии защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, о чем имеются его собственноручные подписи, с протоколом об административном правонарушении он ознакомлен, с ним не согласился, копию его получил на руки, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит; постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г.Москве N*** года, которым генеральный директор ООО "НТЦ "Эльбрус" Аброськин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами Государственной инспекции труда в г.Москве , в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется, а поэтому правильно судьей районного суда положены в основу обжалуемого постановления, оценены в порядке ст. 26.11 КоАП РФ.
Вина должностного лица указанного Общества во вмененном ему административном правонарушении доказана совокупностью представленных доказательств, оснований не доверять которым не имеется, и которые свидетельствуют о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, поскольку в нарушение требований абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, Аброськин А.А., будучи генеральным директором ООО "НТЦ "Эльбрус", не обеспечил проведение специальной оценки условий труда в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Вопреки доводам жалобы, пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда", в данном случае применению не подлежит, поскольку из материалов дела усматривается, что аттестацию рабочих мест в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Закона о специальной оценке условий труда - до 01 января 2014 года , специальную оценку условий труда и в соответствии с названным законом Общество под руководством Аброськина А.А. на момент проверки не проводило, тогда как оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Данное обстоятельство не отрицалось и защитниками ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Представленный в материалы дела договор на выполнение работ по специальной оценке условий труда от ***года с перечнем рабочих мест, подлежащих специальной оценке, в количестве 24, заключен уже после окончания *** года проверки по соблюдению требований трудового законодательства, при этом, документов о проведении ранее аттестации рабочих мест или проведение работ по специальной оценке условий труда, должностным лицом представлено не было.
При таких обстоятельствах, действия генерального директора ООО "НТЦ "Эльбрус" Аброськина А.А., выразившиеся в нарушении требований ст. 212 ТК РФ, не обеспечении проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, должностным лицом административного органа правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что оспариваемое постановление вынесено без учета положений п.6 ст.27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в силу которой специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее *** года, основаны на неверном толковании норм материального права и несогласии с произведенной административным органом и судом оценкой обстоятельств дела.
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Аброськина А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
При рассмотрении настоящего административного дела судьёй первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло своё отражение в тексте судебного решения, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
А дминистративное наказание в виде административного штрафа в данном случае назначено в пределах санкции ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере реализации трудовых прав граждан и единый порядок регулирования отношений между работником и работодателем, в связи с чем назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному , является минимальным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, не имеется.
При таких обстоятельствах, обжалуемые акты должностного лица административного органа и решения судьи районного суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г.Москве N*** года, решение судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 21 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "НТЦ "Эльбрус" Аброськина А.А. оставить без изменения, жалобы Аброськина А.А. и его защитника по доверенности Матвейчука В.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.