Мещанского районного суда г. Москвы от 23 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица - заместителя председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Кошелева А.Г.,
установил:
постановлением заместителя начальника управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы России N***года должностное лицо - заместитель председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Кошелев А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, Кошелев А.Г. подал на него жалобу в Мещанский районный суд г. Москвы, судьей которого 23 мая 2017 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд Кошелев А.Г., как привлеченное к административной ответственности должностное лицо, обжалует указанные акты должностного лица и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, указывая на то, что фонд осуществил закупки у СМП, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 6,9% от совокупного годового объема закупок, что является максимально возможным объемом закупок, так как в ряде случаев СМП на закупки не выходили, в ряде случаев - их привлечение было невозможно в силу специфики контракта, отсутствовали организации СМП, способные оказать определенные виды работ, услуг; часть бюджета Фонда - средства социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, из которой платятся пособия по материнству и временной нетрудоспособности, является дефицитной; данные обстоятельства сложились не по вине заявителя, а в связи со сложившейся финансовой ситуацией в Российской Федерации и спецификой деятельности Фонда; административное правонарушение является малозначительным, так как ни один субъект СМП не пожаловался в контрольно-надзорные органы на то, что условия закупок Фонда не дают возможность в них участвовать.
В судебное заседание Кошелев А.Г., будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку своего защитника по доверенности Цурова И.Б., поддержавшего в полном объеме приведенные выше доводы поданной жалобы, настаивая на их удовлетворении, дополнительно ссылаясь на отсутствие у заявителя умысла на совершение вмененного административного правонарушения, отсутствие общественной опасности.
Представитель Федеральной антимонопольной службы России Селезнев А.А. возражал против удовлетворения указанной жалобы, считая состоявшиеся акты должностного лица и судьи районного суда законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам.
Проверив материалы рассматриваемого дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника, представителя административного органа, оснований для отмены или изменения оспариваемых решения судьи и постановления должностного лица не нахожу в связи со следующим.
Частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в виде административного штрафа для должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, с 01 января 2014 года регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которым, в том числе установлен порядок заключения государственных контрактов и муниципальных контрактов.
В силу части 1 статьи 30 вышеназванного Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, в который не включаются закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупки услуг по предоставлению кредитов, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), закупки работ в области использования атомной энергии, закупки, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, размещение заказа у субъектов малого предпринимательства в размере, установленном Законом о размещении заказов, является исключительной обязанностью заказчика.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме, под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, Кошелев А.Г., будучи заместителем председателя Фонда социального страхования Российской Федерации, расположенного по адресу: г. Москва, ***, **, *** года, в нарушение требований ч.1 ст. 30 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допустил осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 6,9% от совокупного годового объема закупок, что менее 15% совокупного годового объема закупок, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.
Факт совершения указанного административного правонарушения и виновность заместителя председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Кошелева А.Г. подтверждаются совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, копиями приказов о приеме Кошелева А.Г. на работу от 27 ноября 2014 года, о назначении его на должность заместителя председателя Фонда социального страхования Российской Федерации от 27 ноября 2014 года, об утверждении распределения обязанностей между руководством Фонда социального страхования Российской Федерации, согласно которому, Кошелев А.Г. является должностным лицом, ответственным за осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, копией трудового договора с Кошелевым А.Г. от 27 ноября 2014 года; копией отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2015 год, утвержденного по форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года N238 "О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования; протоколом об административном правонарушении от 25 ноября 2016 года в отношении заместителя председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Кошелева А.Г. по ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, в котором приведено событие административного правонарушение, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется заявителю, права лица, привлекаемого к административной ответственности соблюдены, о месте и времени его составления Кошелев А.Г. извещен, протокол об административном правонарушении составлен в присутствии его защитника по доверенности Ендяковой О.И., которая с ним ознакомлена и с которым не согласилась по доводам приобщенных письменных пояснений, копию его получила на руки, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ ей разъяснены, о чем имеются ее собственноручные подписи; постановлением заместителя начальника управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы России N***года должностное лицо - заместитель председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Кошелев А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Данные доказательства составлены должностными лицами Федеральной антимонопольной службы России в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения на основании проверки Счетной палатой Российской Федерации исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год Фондом социального страхования Российской Федерации в указанное выше время и месте, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а поэтому обоснованно приняты судьей и положены в основу постановленного судебного акта, что нашло свое отражение в решении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Поскольку Кошелев А.Г., являясь заместителем председателя Фонда социального страхования Российской Федерации и ответственным за осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, допустил осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 6,9% от совокупного годового объема закупок, что менее установленных ч.1 ст. 30 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", 15% совокупного годового объема закупок, его действия должностным лицом административного органа по ч.11 ст. 7.30 КоАП РФ квалифицированы правильно.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Утверждения в жалобе о том, что изложенные выше обстоятельства сложились не по вине заявителя, а в связи со сложившейся финансовой ситуацией в Российской Федерации и спецификой деятельности Фонда, не могут повлиять на квалификацию действий заявителя на по ч.11 ст. 7.30 КоАП РФ и явиться основанием к освобождению от административной ответственности.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела, при этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. С учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
При квалификации деяния по ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ угроза охраняемым общественным отношениям заключается в нарушении установленного государством порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, то есть не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к возложенным на него публично-правовым обязанностям, в силу чего не может безусловно являться малозначительным.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение, санкция которого предусматривает административный штраф в значительном размере.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу заявителя по рассматриваемому делу не установлена.
Административное наказание заявителю должностным лицом назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, также не имеется.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.7.30 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы России N***года, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 23 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица - заместителя председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Кошелева А.Г. оставить без изменения, жалобу заместителя председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Кошелева А.Г. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.