Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО "РЖД" по доверенности Голубевой Е.В. на постановление государственного инспектора отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N*** года, на решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 20 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.2 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД",
установил:
постановлением и.о. Чувашского транспортного прокурора от 31 марта 2016 года по факту неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в отношении ОАО "РЖД" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.2 КоАП РФ, и с материалами направлено на рассмотрение по подведомственности в Территориальное обособленное подразделение Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Постановлением государственного инспектора отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N*** года ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.11.15.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица, защитник ОАО "РЖД" подал на него жалобу в Мещанский районный суд города Москвы, решением судьи которого от 20 июля 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник ОАО "РЖД" обжалует приведенные выше постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда по доводам поданной жалобы согласно которым, вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения отсутствует; положения Федерального закона от 09 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности" не содержат какого-либо порядка разработки планов ОТБ; ввиду отсутствия нормативных документов, регламентирующих подготовку сил обеспечения транспортной безопасности, не имелось возможности на момент проверки исполнить п. 2, п.3, п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств", утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2010 года N34; также судьей не учтено, что на момент проведения проверки разработанные обществом Планы обеспечения транспортной безопасности направлялись на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, однако утверждены не были; судьей дана неверная оценка представленным доказательствам и доводам стороны защиты; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам.
В судебное заседание законный представитель ОАО "РЖД", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Логиновой М.Г., которая поддержала приведенные выше доводы поданной жалобы в полном объеме и просила их удовлетворить.
Старший прокурор отдела прокуратуры г.Москвы Артамонова О.Н. возражала против удовлетворения указанных доводов жалобы, полагая законным и обоснованным обжалуемые акты должностного лица и судьи районного суда.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения защитника, заключение прокурора, проверив доводы указанных жалоб, нахожу состоявшиеся по делу постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда законными и обоснованными ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ наступает за нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.
Статьей 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" определено, что под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; под категорированием объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства, и его возможных последствий; под оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; к субъектам транспортной инфраструктуры отнесены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Частью 1 ст. 4 , ч.3 ст.12 того же Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами; субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств.
Приказом Минтранса РФ от 08 февраля 2011 года N43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые в силу п.п.3, 4, являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В соответствии с п.п.2, 3 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2010 года N34, План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности; План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Пунктом 4 Порядка определено, что План оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью в Плане отражаются сведения о полном наименовании юридического или физического лица, являющегося собственником объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, или использующего их на иных законных основаниях, юридическом и фактическом адресе, полном наименовании объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства; о технических и технологических характеристиках объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (порядке функционирования, эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства); о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лиц занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности (далее - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), лиц, занимающих должность на транспортном средстве и ответственных за обеспечение транспортной безопасности (далее - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства), персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности; о границах части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, проход в которую осуществляется через специально оборудованные места на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств (далее - зона транспортной безопасности); о строениях, помещениях, конструктивных, технологических и технических элементах объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ); о порядке допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (пропускной режим), о порядке передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (внутриобъектовый режим); о количестве и местах расположения специально оборудованных помещений, из которых осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности (пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве); о местах размещения и составе конструкций объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению лица (группы лиц), пытающегося совершить акт незаконного вмешательства в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства (далее - инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности); о мероприятиях по обнаружению лиц, которым запрещено пребывание в зоне транспортной безопасности, обследованию людей, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, которые запрещены для перемещения в зону транспортной безопасности в связи с возможностью их использования в целях совершения акта незаконного вмешательства (далее - досмотр); о местах размещения и составе систем и средств сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации (далее - технические средства обеспечения транспортной безопасности); о местах размещения и составе инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в целях защиты от актов незаконного вмешательства (далее -инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности); о порядке накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации; о местах размещения и оснащенности, специально оборудованных мест на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности (далее - контрольно-пропускные пункты);
о порядке выдачи документов, дающих основание для прохода (проезда) на объект транспортной инфраструктуры, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ, а также идентификации личности по ним; о порядке прохода, проезда лиц, транспортных средств в зону транспортной безопасности, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства через контрольно-пропускной пункт; о порядке организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве, входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности; о порядке действий при тревогах: "угроза захвата", "угроза взрыва"; о порядке доступа к сведениям, содержащимся в Плане; о порядке информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения акта незаконного вмешательства; о порядке организации как самостоятельно, так и с участием представителей
федеральных органов исполнительной власти учений и тренировок.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе проверки Чувашской транспортной прокуратурой исполнения законодательства о транспортной безопасности в период с *** года *** года выявлено, что ОАО "РЖД" по адресу: г.Москва, ул.***, д.2. на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал "***", включенный в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств *** года, NЖВД ***, 31.05.2011 года получено уведомление об установлении 2 категории, N **, на проведение оценки уязвимости заключен договор с ООО "***" (г.Москва) N *** от ** года, оценка уязвимости утверждена Росжелдором 02 июля 2012 года; железнодорожный вокзал "***", включенный в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств *** года, N***, *** года получено уведомление об установлении 2 категории, N ***, на проведение оценки уязвимости заключен договор с ООО "***" (г.Москва) N *** от *** года, оценка уязвимости утверждена Росжелдором ** года; железнодорожный вокзал "***", включенный в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств 30 мая 2011 года, N***, *** года получено уведомление об установлении 2 категории, N ***, на проведение оценки уязвимости заключен договор с ООО "***" (г.Москва) N *** от ** года, оценка уязвимости утверждена Росжелдором ** года, допустило нарушения требований ст.9 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности", п. 2, п.3, п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств", утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2010 года N34, ОАО "РЖД" нарушен порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности.
Так, Горьковской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиал ОАО "РЖД" План транспортной безопасности железнодорожного вокзала "***" для утверждения в Федеральное агентство железнодорожного транспорта направлялся 5 раз - 15.10.2012 г., 20.03.2013 г., 04.07.2013 г., 10.01.2014 г., 21.09.2015 г. 12 августа 2013 года Федеральным агентством железнодорожного транспорта было отказано в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности ГДЖВ в связи с тем, что в нарушение п.п.3 п.4 Порядка законным образом не назначено лицо в субъекте ТИ и на объекте ТИ, ответственного за ТБ, приложение N2 отсутствует; границы и конфигурации участков зон транспортной безопасности выполнены с нарушением пунктов 5.25 - 5.25.5,10 Требований и подпункты 4,5 пункта 4 Порядка; не выполнен п.11 Порядка и п.5,31 Требований об оснащении ОТИ и указания мест размещения инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности; не выполнен пункт 4 Порядка графическая план-схема не отражает всех выполненных и разработанных мероприятий по обеспечению транспортной безопасности для данного ОТИ; заключение об отказе получено ** года; *** года Федеральным агентством железнодорожного транспорта вновь было отказано в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности ГДЖВ в связи с тем, что при его разработке небыли устранены нарушения указанные в заключении от *** года, а именно: границы и конфигурации участков зон транспортной безопасности выполнены с нарушением пунктов 5.25 - 5.25.5,10 Требований и подпункты 4,5 пункта 4 Порядка; не выполнен пункт 4 Порядка графическая план-схема не отражает всех выполненных и разработанных мероприятий по обеспечению транспортной безопасности для данного ОТИ, а также другие замечания и нарушения по выполнению требований приказов; заключение об отказе получено *** года; ** года в приеме планов ОТБ было отказано, поскольку на титульных листах и тексте Планов неправильно печатаются реестровые номера ОТИ (между буквенной и цифровой частями реестрового номера не должно быть пробела); в Планах за ОТИ приняты объекты, не являющиеся таковыми по законодательству РФ; графическая план-схема к Плану напечатана с недостоверной информацией, что не позволяет однозначно истолковать ее содержание; заключение об отказе получено 05 октября 2015 года.
План транспортной безопасности железнодорожного вокзала "***" для утверждения в Федеральное агентство железнодорожного транспорта направлялся 6 раз, 20.08.2012г., 15.10.2012г., 20.03.2013г., 04.07.2013г., 02.12.2013г., 15.09.2015г., возвращался без утверждения трижды; 12 августа 2013 года - в связи с тем, что при его разработке, в нарушение п.п.3 п.4 Порядка, законным образом не назначено лицо в субъекте ТИ и на объекте ТИ, ответственного за ТБ, приложение N2 отсутствует; границы и конфигурации участков зон транспортной безопасности выполнены с нарушением пунктов 5.25 - 5.25.5,10 Требований и подпункты 4,5 пункта 4 Порядка; не выполнен п. 11 Порядка и п.5.31 Требований об оснащении ОТИ и указания мест размещения инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности; графическая план-схема не отражает всех выполненных и разработанных мероприятий по обеспечению транспортной безопасности для данного ОТИ; заключение об отказе получено *** года; *** года отказано в связи с тем, что при его разработке небыли устранены нарушения указанные в заключении от 12 августа 2013 года - не выполнен п. 11 Порядка и п.5.31 Требований об оснащении ОТИ и указания мест размещения инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности, графическая план-схема не отражает всех выполненных и разработанных мероприятий по обеспечению транспортной безопасности для данного ОТИ; не выполнен пп.10 п.4 Порядка по указанию мест размещения и составу систем и средств сигнализации, видеонаблюдения, видео идентификации, аудио и видеозаписи, сбора, обработки, приема и передачи информации, а также другие замечания и нарушения по выполнению требований приказов; заключение об отказе получено ** года; ** года вновь было отказано в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности ввиду того, что при разработке Плана не были устранены нарушения указанные в заключении от ** года - не выполнен пп.10 п.4 Порядка по указанию мест размещения и составу систем и средств сигнализации, видеонаблюдения, видео идентификации, аудио и видеозаписи, сбора, обработки, приема и передачи информации, не выполнен пункт 4 Порядка графическая план-схема не отражает всех выполненных и разработанных мероприятий по обеспечению транспортной безопасности для данного ОТИ, а также другие замечания и нарушения по выполнению требований приказов; заключение об отказе получено 08 декабря 2015 года.
План транспортной безопасности железнодорожного вокзала "***" для утверждения в Федеральное агентство железнодорожного транспорта направлялся 5 раз - 18.10.2012 г., 20.03.2013 г., 04.07.2013 г., 26.11.2013 г., 18.09.2015 г., возвращался без утверждения 3 раза - 12 августа 2013 года было отказано в связи с тем, что при разработке Плана не выполнен пп.10 п.4 Порядка по указанию мест размещения и составу систем и средств сигнализации, видеонаблюдения, видеоидентификации, аудио и видеозаписи, сбора, обработки, приема и передачи информации; в нарушение п.п.3 п.4 Порядка законным образом не назначено лицо в субъекте ТИ и на объекте ТИ, ответственного за ТБ, приложение N2 отсутствует, границы и конфигурации участков зон транспортной безопасности выполнены с нарушением пунктов 5.25 - 5.25.5,10 Требований и подпункты 4,5 пункта 4 Порядка, не выполнен п. 11 Порядка и п.5.31 Требований об оснащении ОТИ и указания мест размещения инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности; не выполнен пункт 4 Порядка графическая план-схема не отражает всех выполненных и разработанных мероприятий по обеспечению транспортной безопасности для данного ОТИ, а также ряд других замечаний и нарушений по выполнению требований приказов; заключение об отказе получено 28 октября 2013 года; 19 декабря 2013 года в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности ГДЖВ отказано в связи с тем, что при его разработке небыли устранены нарушения указанные в заключении от 12 августа 2013 года: не выполнен пп.10 п.4 Порядка по указанию мест размещения и составу систем и средств сигнализации, видеонаблюдения, видеоидентификации, аудио, и видеозаписи, сбора, обработки, приема и передачи информации, границы и конфигурации участков зон транспортной безопасности выполнены с нарушением пунктов 5.25 - 5.25.5,10 Требований и подпункты 4,5 пункта 4 Порядка, не выполнен п. 11 Порядка и п.5.31 Требований об" оснащении ОТИ и указания мест размещения инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности, не выполнен пункт 4 Порядка графическая план-схема не отражает всех выполненных и разработанных мероприятий по обеспечению транспортной безопасности для данного ОТИ; заключение об отказе получено 14 января 2014 года; 22 сентября 2015 года отказано в приеме планов ОТБ в связи с тем, что на титульных листах и тексте Планов неправильно печатаются реестровые номера ОТИ (между буквенной и цифровой частями реестрового номера не должно быть пробела), в Планах за ОТИ приняты объекты, не являющиеся таковыми по законодательству РФ, рафическая план-схема к Плану напечатана с недостоверной информацией, что
не позволяет однозначно истолковать ее содержание; заключение об отказе получено 05 октября 2015 года.
Тем самым установлено, что субъектом транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" нарушен порядок разработки Планов обеспечения транспортной безопасности, ч ем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.11.15.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения указанного административного правонарушения и вина ОАО "РЖД" подтверждаются совокупностью исследованных судьёй доказательств, в том числе, постановлением и.о. Чувашского транспортного прокурора от *** года по факту неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, которым в отношении ОАО "РЖД" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.2 КоАП РФ, и с материалами направлено на рассмотрение по подведомственности в Территориальное обособленное подразделение Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; письменными объяснениями защитника ОАО "РЖД"; заключениями Федерального агентства железнодорожного транспорта от отказе Горьковской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиал ОАО "РЖД" в утверждении планов обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; постановлением государственного инспектора отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N*** года, которым ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.11.15.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказания, в котором подробно изложено существо правонарушения, указаны конкретные нормы законодательства о транспортной безопасности, нарушение которых вменяется юридическому лицу, содержится подпись должностного лица административного органа, и которое вынесено в присутствии защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, которой разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, порядок обжалования, а также вручена его копия, о чем имеются ее собственноручные подписи.
Указанные доказательства оформлены должностными лицами транспортной прокуратуры и административного органа в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и бесспорно свидетельствуют о том, что ОАО "РЖД", являясь субъектом транспортной инфраструктуры, обязанным исполнять требования закона по обеспечению транспортной безопасности, допустило неисполнение порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", пунктов 2, 3 и 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08 февраля 2011 года N43, ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры на указанных железнодорожных вокзалах "***" , "***", "***", и в силу своего правового статуса обязано было принять все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ОАО "РЖД" в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по выполнению требований по обеспечению транспортной безопасности, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у названного юридического лица реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.
Установив, что выявленные нарушения посягают на установленный означенными выше нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений в области обеспечения транспортной безопасности, должностное лицо правомерно действия ОАО "РЖД" квалифицировало по ч. 1 ст.11.15.2 КоАП РФ, с чем правильно согласился суд первой инстанции, исследовавший все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло своё отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Ввиду того, что объективную сторону данного административного правонарушения, образуют действия, выразившиеся, в том числе, в нарушении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подлежат отклонению как несостоятельные доводы стороны защиты о неправильной квалификации действий общества по ч. 1 ст.11.15.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что на момент проведения проверки разработанные Планы обеспечения транспортной безопасности на утверждение направлялись в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, однако утверждены не были, не могут повлиять на законность оспариваемых актов, так как по смыслу закона обеспечение безопасности транспортного объекта является безусловной обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры, напрямую вытекающей из сферы его хозяйственной деятельности.
Поскольку результаты оценки уязвимости железнодорожных вокзалов "***" , "***", "***" утверждены Росжелдором 30 мая 2011 года , ОАО "РЖД" обязано было реализовать планы обеспечения транспортной безопасности до того, как Федеральным законом от 03 февраля 2014 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ была изложена в новой редакции, предусматривающей возможность поэтапной реализации планов обеспечения транспортной безопасности.
Вместе с тем, обществом не были приняты необходимые и достаточные меры к утверждению плана обеспечения транспортной безопасности в установленные сроки.
Кроме того, нельзя согласиться и с указанием в жалобе на то, что ввиду отсутствия нормативных документов, регламентирующих подготовку сил обеспечения транспортной безопасности, не имелось возможности на момент проверки исполнить п. 2, п.3, п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств", утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2010 года N34.
Так, письмом Минтранса России от 27 сентября 2012 года N АЦ-25/11124 разъяснены положения действующего законодательства Российской Федерации, которыми необходимо руководствоваться при подготовке специалистов и должностных лиц, принимающих участие в обеспечении транспортной безопасности.
Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) во исполнение Закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Указа Президента РФ от 31 марта 2010 года N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства РФ 30 июля 2010 года N 1285-р, созданы Центры транспортной безопасности, предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций на транспорте на базе подведомственных агентству ВУЗов, перечень которых опубликован на официальном сайте Росжелдора.
Согласно разделу VI вышеназванной Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, задачами создания системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте, являются разработка методики и программ профессиональной подготовки и обучения, определение требований, порядка, способов и методов аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности; создание сети учебных центров профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности; обучение, подготовка и аттестация специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности; обучение должностных лиц и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте.
Программа реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности. В созданных Центрах на основании существующего законодательства разработаны, утверждены и реализовываются программы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Нормативные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ содержатся в статье 76 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации", а также в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01 июля 2013 года N 499, где за образовательным учреждением закреплены полномочия по разработке, утверждению и реализации дополнительных образовательных программ самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности).
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ОАО "РЖД" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.2 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Административное наказание в виде штрафа должностным лицом административного органа назначено в пределах санкции ч.1 ст.11.15.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, вида деятельности юридического лица, характера совершенного правонарушения, направлено на предупреждение негативных последствий нарушения требований в области транспортной безопасности соответствующими субъектами, является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о признании ОАО "РЖД" виновным в совершении административного правонарушения вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда, не имеется, они являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N*** года, решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 20 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.2 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, жалобу защитника ОАО "РЖД" по доверенности Голубевой Е.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.