Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Колесниковой О.Г,
судей Кокшарова Е.В.,
Федина К.А.,
при секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Хаснутдиновой Эльвиры Николаевны к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ревде о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе истца Хаснутдиновой Э.Н. на решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 14.06.2017.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истца Хаснутдиновой Э.Н., представителя истца Храмцовой Т.В., допущенной к участию в деле по устному ходатайству, судебная коллегия
установила:
Хаснутдинова Э.Н. обратилась в суд с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ревде (далее - ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Ревде) о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
В обоснование иска указала, что при прохождении службы в органах внутренних дел была награждена медалями МВД России "За отличие в службе" 1, 2, 3 степени. Полагая, что у неё возникло право на присвоение звания "Ветеран труда", в силу требований п.2 ч.1,ч.4 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах", п.1 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N458-УГ, Хаснутдинова Э.Н. 15.02.2017 обратилась с соответствующим заявлением в ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Ревде. Вместе с тем, ответчик неправомерно отказал Хаснутдиновой Э.Н. в присвоении звания "Ветеран труда" ссылаясь на обстоятельства не отнесения истца к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.
Ответчик иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований, указал, что награждение истца ведомственными медалями МВД России "За отличие в службе" 1, 2, 3 степени, не может служить основанием для присвоения ему звания "Ветеран труда", поскольку МВД России, является федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная (приравненная) к ней служба, что в силу положений Указа Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N458-УГ, исключает возможность предоставления Хаснутдиновой Э.Н. мер социальной поддержки.
Решением Ревдинского городского суда Свердловской области от 14.06.2017 иск Хаснутдиновой Э.Н. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Хаснутдиновой Э.Н. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
На апелляционную жалобу от ответчика поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции явились истец и его представитель, настаивавшие на доводах апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
В материалах дела имеются сведения об его извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, путем направления судебного извещения (N33-15558/2017 от 16.08.2017). Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
До начала судебного заседания в суде апелляционной инстанции от ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Ревде поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.1,ч.4 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, в том числе награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N458-УГ утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее Положение).
В соответствии с п.п.1 ч.1 п.1 Положения (в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 20.05.2016 N280-УГ) звание "Ветеран труда" присваивается проживающим на территории Свердловской области, в частности лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно п. 5 Положения к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), дающим в соответствии с п.п. 1 ч.1 п. 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда", относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
В соответствии с п. 6 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с п.п. 1 ч.1 п. 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда" гражданам, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято: Президентом Российской Федерации; Председателем Правительства Российской Федерации; председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Руководителем Администрации Президента Российской Федерации; руководителями федеральных органов исполнительной власти; председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Генеральным прокурором Российской Федерации; Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
К ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для присвоения звания "Ветеран труда" указанной категории граждан, также относятся награды за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также знак "Победитель социалистического соревнования ... года" либо знак "Ударник ... пятилетки", знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности".
При этом не учитываются награды, учрежденные коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, организационными комитетами всесоюзных и всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, ВЦСПС, Федерацией независимых профсоюзов России, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, а также медали и дипломы Выставки достижений народного хозяйства, почетные грамоты, учрежденные Советом Министров СССР, РСФСР за достижения в социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции, знак "Ударник коммунистического труда", юбилейная почетная грамота ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ "За достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции", знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, дипломы, подтверждающие ученое звание или ученую степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за участие или победу в спортивных и иных конкурсах и соревнованиях, свидетельства, удостоверяющие исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, именные часы, денежные премии, юбилейные и памятные знаки, значки, медали.
В соответствии с п.13 Положения, ответственность за правомерность присвоения звания "Ветеран труда" возлагается на руководителей территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Хаснутдинова Э.Н. проходила службу в органах внутренних дел с 10.12.1991.
Приказом от 04.03.2014 N149 л/с Хаснутдинова Э.Н. уволена со службы на основании п.8 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.
В период прохождения службы в органах внутренних дел приказами Главного управления МВД России по Свердловской области от 25.10.2005 N1421, 30.10.2007 N1557-л, 26.10.2012 N850 л/с Хаснутдинова Э.Н. награждена медалями "За отличие в службе" 1, 2, 3 степени.
15.02.2017 Хаснутдинова Э.Н. обратилась в ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Ревде с заявлением о включении её в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Решением ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Ревде от 16.02.2017 истцу отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, исходя из системного толкования положений, регламентирующих порядок присвоения звания "Ветеран труда", в том числе п.п.1 п.1, п.5,6 Положения, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N458-УГ, пришел к правильным выводам о том, что награждение Хаснутдиновой Э.Н. ведомственными медалями "За отличие в службе" 1, 2, 3 степени, не порождает у истца права на получение мер социальной поддержки, поскольку МВД России является федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная (приравненная) к ней служба.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку изложенные в решении суда выводы основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в деле.
Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", МВД России, в том числе, обеспечивает планирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также осуществляет их инспектирование и контроль их деятельности; организует служебно-боевую деятельность внутренних войск в мирное и военное время; поддерживает внутренние войска в постоянной боевой и мобилизационной готовности; участвует в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.
Как следует из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 26.12.2002 N17-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" в связи с жалобой гражданина Б.М.", по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е"), служба в органах внутренних дел Российской Федерации наряду с военной службой, а также службой в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах.
В соответствии с приложением к "Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи", утвержденному Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20.12.2004 N317, Министерство внутренних дел Российской Федерации включено в перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная в ней служба.
Таким образом, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих актов субъектов Российской Федерации.
Такие акты, согласно ч.5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральным законом от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, определен круг лиц, являющихся ветеранами труда (п.1 ст. 7).
В соответствии с ч.4 ст. 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации полномочий, установленных названной нормой, Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N458-УГ утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области.
Указом Губернатора Свердловской области от 14.09.2015 N431-УГ в указанный выше нормативный правовой акт внесены изменения, а именно п. 6 Положения дополнен формулировкой о том, что при присвоении звания "Ветеран труда" не учитываются знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба.
Настоящий Указ, вступивший в законную силу 01.01.2016 и не признанный в установленном порядке противоречащим федеральному законодательству, принят компетентным органом, в пределах предоставленных ч.4 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" полномочий.
Внося соответствующее изменение в Положение субъект Российской Федерации предусмотрел условия присвоения звания "Ветеран труда", а не категорию лиц, которые не могут быть признаны таковыми.
Поскольку порядок присвоения звания "Ветеран труда" носит заявительный характер, что на прямую следует из п.3 Положения (для рассмотрения вопроса о присвоении такого звания лицо, претендующее на звание "Ветеран труда", должно обратиться с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по месту жительства), то обращение истца в ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Ревде после вступления Указа Губернатора Свердловской области от 14.09.2015 N431-УГ в законную силу, исходя из фактических обстоятельств дела, исключает возможность получения Хаснутдиновой Э.Н. мер социальной поддержки.
При этом, на истца не распространяются положения п. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", вступившие в силу с 01.07.2016, и устанавливающие, что за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Истец ни на дату подачи заявления, ни на дату его разрешения, ни на 30.06.2016 не имел права на присвоение звания "Ветеран труда", поскольку медали МВД России "За отличие в службе" 1,2,3 степени, которыми была награждена Хаснутдинова Э.Н., не давали ей такого права (по условиям законодательства субъекта Российской Федерации, который наделен правом определять условия присвоения такого звания, финансируя предоставление соответствующих льгот из областного бюджета).
Таким образом, действиями ответчика не допущено нарушений прав истца при рассмотрении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", поскольку соответствующее заявление Хаснутдиновой Э.Н. рассмотрено с учетом действующего в тот момент правового регулирования.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 14.06.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Хаснутдиновой Э.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Г. Колесникова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: К.А. Федин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.