Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Лимоновой Л.Ф.,
судей
Бурматовой Г. Г.,
Коренева А. С.,
при секретаре Малярик А. М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по исковому заявлению Усольцевой И.В., Усольцева А.А., Усольцева А.Н. к администрации города Екатеринбурга, администрации Кировского района города Екатеринбурга о признании права на участие в подпрограмме, возложении обязанности устранить допущенное нарушение права,
по апелляционной жалобе истцов на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 26.06.2017,
заслушав доклад судьи Бурматовой Г. Г., пояснения представителя ответчика Администрации г. Екатеринбурга Лунеговой Н.В.по доверенности от ( / / ), представителя ответчика администрации Кировского района г. Екатеринбурга Литвиной Е. А.по доверенности от ( / / ), судебная коллегия
установила:
Усольцева И. В., Усольцев А. А., Усольцев А. Н.обратились в суд с иском и просили признать за ними право на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 года, обязать администрацию Кировского района г. Екатеринбурга включить истцов в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 с номером очередности 87.
В обоснование исковых требований указано, что 08.07.2010 постановлением главы администрации Кировского района г. Екатеринбурга N N семья истцов в составе трех человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010годы. Распоряжением главы администрации Кировского района г. Екатеринбурга от 22.12.2011 N истцы были исключены из указанного списка, однако решением Кировского районного суда ... от 29.11.2012 исключение истцов из списка признано незаконным, на администрацию Кировского района г. Екатеринбурга возложена обязанность восстановить семью в списке в той же хронологической последовательности, в кокой она была из него исключена. Уведомлений о том, что семья вновь исключена из программы в адрес истцов не поступало. Согласно ответу администрации Кировского района г.Екатеринбурга от 23.03.2017 N на заявление истца следует, что семья истцов исключена из вышеуказанной программы в связи с истечением ее действия. При этом во вновь утвержденную программу "Жилище" на 2015-2020,в состав которой входит программа "Обеспечение жильем молоды семей",истцы не включены в связи с достижением предельного возраста, позволяющего участвовать в указанной программе.
Истец Усольцева И. В., представляющая также интересы Усольцева А. Н. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители ответчиков исковые требования не признали, указали, что срок действия программы "Жилище" на 2002-2010 год в которой состояли истцы закончился. С заявлением о постановке на учет в программу "Жилище" на 2015-2020 годы истцы не обращались, при этом указанная программа не может быть расценена как продолжение ранее действующей программы. Более того у истцов отсутствует право на постановку на учет, так как заявителям более 35 лет.
Иные лица в судебное заседание не явились.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 26.06.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят отменить решения, поскольку судом были нарушены нормы материального права, удовлетворить заявленные исковые требования. В обоснование доводов указано, что возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы установленными правилами по достижению предельного возраста не предусмотрена. Истцы полагают, что лица, участвующие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в том случае если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии с целями подпрограммы, принципу преемственности, становятся участниками подпрограммы "обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 годы. При отсутствии бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников для последних не могут наступать негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков указали на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, полагали, что решение является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 15.09.2017 определением от 16.08.2017, извещения о дате и времени рассмотрения направлены лицам, участвующим в дела, путем почтового уведомления по всем адресам, имеющимся в материалах дела, истец Усольцева И.В. извещена посредством СМС-извещения, кроме того, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебном заседанию, не сообщили о причинах неявки, в том числе уважительных и таких доказательств не представили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в их отсутствие, своих представителей в суд апелляционной инстанции также не направили, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входила подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года N 285 в рамках реализации указанной подпрограммы были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, устанавливающие порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (п. 1).
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы прекратила свое действие в связи с истечением срока ее действия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" принята подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Постановлением главы администрации Кировского района г. Екатеринбурга от 08.07.2010 N семья истцов в составе трех человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 29.11.2012 распоряжение главы администрации Кировского района г. Екатеринбурга N от 22.12.211 в части исключения истцов из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 в связи с достижением предельного возраста признано незаконным. На администрацию возложена обязанность восстановить истцов в списках указанной программы.
В связи с истечением срока действия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы финансирование мероприятий по оказанию государственной поддержки молодым семьям на приобретение или строительство жилья в рамках названной программы прекращено.
В настоящее время в связи с истечением срока действия ранее действующей программы введена в действие целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Согласно ответу администрации Кировского района г. Екатеринбурга от 23.03.2017 семья истцов не была включена в список участников вышеуказанной подпрограммы.
Разрешая заявленные исковые требования, суд, руководствуясь п. 2 Порядка формирования списков молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию Свердловской области, согласно которому в список молодых семей - участников подпрограммы, включаются молодые семьи, представившие в орган местного самоуправления документы на участие в подпрограмме пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку истцами не соблюден заявительный порядок.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, находит их законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцы незаконно были исключены из числа участников вышеуказанной подпрограммы, в том числе по достижению предельного возраста являются не состоятельными, поскольку семья истцов изначально не была включена в качестве участника подпрограммы, так как участие в ней является добровольным и носит заявительный характер для лиц, изъявивших желание получать социальную выплату.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на ином толковании норм материального права.
Изложенная в жалобе позиция истцов была предметом рассмотрения в суде первой инстанции ей дана мотивированная оценка в обжалуемом решении.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит, поскольку при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 26.06.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Председательствующий
Л. Ф. Лимонова
Судьи
Г. Г. Бурматова
А. С. Коренев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.