Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.,
при секретаре Шишкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Плавстройотряд" на решение судьи Саратовского районного суда Саратовской области от 16 августа 2017 года и постановление заместителя главного государственного инспектора Саратовской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Саратовской области
Лейтес М.Н. от 26 июля 2017 года N по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО "Плавстройотряд",
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Энгельсского района по использованию и охране земель Управления Росреестра по Саратовской области N от 26 июля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Саратовского районного суда Саратовской области от
16 августа 2017 года, ООО "Плавстройотряд" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8
КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Административное правонарушение выразилось в том, что в нарушение требований земельного законодательства, ООО "Плавстройотряд" фактически использовало земельный участок, расположенный в зоне Р-3 - зона природных ландшафтов, с видом разрешенного использования "для строительства и обслуживания мостового перехода через реку Волгу", предоставленный
ООО "Плавстройотряд" для проезда, прохода к арендуемым им причальной стенки и административному зданию и иных целей, необходимых для осуществления деятельности, для складирования сыпучих материалов (строительных материалов), а также для ведения коммерческой деятельности, то есть не по целевому назначению.
В жалобе, поданной в областной суд, ООО "Плавстройотряд" просит решение судьи и постановление должностного лица отменить. В обоснование жалобы указывает, что общество завезло на территорию земельного участка песок и щебень для того, чтобы исключить разрушение и завал причальной стенки в реку Волгу, насыпи песка используются для безопасного причаливания судов к причальной стенки, то есть служат для обслуживания мостового перехода, что соответствует разрешенному виду использования земельного участка. Полагает, что доказательств ведения ООО "Плавстройотряд" коммерческой деятельности не представлено. Кроме того, автор жалобы просит снизить сумму административного штрафа на 50 %.
Законный представитель ООО "Плавстройотряд" - директор Демин И.М. и защитник Маслова В.С. в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения судьи и постановления должностного лица в полном объеме, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации
(далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В пунктах 1 и 2 статьи 7 ЗК РФ определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В силу пункта 1 статьи 74 ЗК РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N площадью " ... " кв.м принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Саратовской области и на основании распоряжения комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области N Т15-р от 10 февраля 2017 года предоставлен государственному казенному учреждению Саратовской области (далее - ГКУ СО) "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости
(далее - ЕГРН) в пределах земельного участка с кадастровым номером N находится административно-бытовое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Саратовская область, Саратовский район, село Пристанное, относительно ориентира правобережный подход к мостовому переходу через реку Волгу, а также сооружение - Причальная подпорная стенка, расположенная по адресу: Саратовская область, Саратовский район, относительно ориентира правобережный подход к мостовому переходу через реку Волгу у села Пристанное.
Указанные здание и сооружение принадлежат на праве собственности субъекту Российской Федерации - Саратовской области, на праве оперативного управления - ГКУ СО "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства" и переданы в аренду - ООО "Плавстройотряд" на основании договора от 22 января 2016 года.
20 октября 2016 года между министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (Правообладатель) и ООО "Плавстройотряд" (Пользователь) заключено соглашение N 4, согласно которому с учетом дополнительного соглашения N 1 от 21 октября 2017 года Правообладатель предоставляет Пользователю право ограниченного пользования земельным участком, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования с кадастровым номером N площадью " ... " кв.м, расположенным по адресу: Саратовская область, Саратовский район, село Пристанное, для проезда и прохода к арендуемым ООО "Плавстройотряд" причальной стенке и административному зданию, а также иных целей, необходимых для осуществления деятельности Пользователя.
Согласно информации администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в соответствии с Правилами землепользования и застройки Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, утвержденными решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 08 февраля 2013 года N 01-7/526, земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне Р-3 - Зона природных ландшафтов.
Из представленных сведений ЕГРН следует, что земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования "для строительства и обслуживания мостового перехода через реку Волгу".
На основании решения прокуратуры Саратовской области N 88 от 14 июля 2017 года и распоряжения заместителя главного государственного инспектора Саратовской области N 43-ОГЗН от 13 июля 2017 года Управлением Росреестра по Саратовской области в отношении ООО "Плавстройотряд" на земельном участке с кадастровым номером N и прилегающей к нему территории была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства.
В ходе проверки установлено, что ООО "Плавстройотряд" фактически использовало земельный участок, расположенный в зоне Р-3 - зона природных ландшафтов, с видом разрешенного использования "для строительства и обслуживания мостового перехода через реку Волгу", предоставленный
ООО "Плавстройотряд" для проезда, прохода к арендуемым им причальной стенки и административному зданию и иных целей, необходимых для осуществления деятельности, для складирования сыпучих материалов (строительных материалов) - насыпи песка, щебня, керамзита, доставляемых речным транспортом по реке Волге, то есть не по целевому назначению, тем самым допустило нарушение требований земельного законодательства.
Факт совершения юридическим лицом вменяемого административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств. Противоречий представленные документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
Доказательств того, что у ООО "Плавстройотряд" отсутствовала реальная возможность соблюдать требования действующего земельного законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерным выводам о наличии в действиях ООО "Плавстройотряд" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и законности постановления должностного лица. Данный вывод правильно основан на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ООО "Плавстройотряд" по минимуму санкции части 1 статьи 8.8 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статей 4.1-4.4 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, при отсутствии обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, отвечает принципу справедливости.
Исключительных обстоятельств, позволяющих в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного административного штрафа, не имеется.
Доводы жалобы сводятся, по сути, к переоценке представленных по делу доказательств и к неверному толкованию заявителем норм действующего земельного законодательства, они являлись предметом исследования и проверки суда первой инстанции и им в решении дана надлежащая правовая оценка.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела должностным лицом и судом первой инстанции не допущено.
С учетом вышеизложенного оснований к отмене или изменению обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Саратовского районного суда Саратовской области
от 16 августа 2017 года и постановление заместителя главного государственного инспектора Саратовской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области Лейтес М.Н. от 26 июля 2017 года N, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Плавстройотряд", оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью "Плавстройотряд" - без удовлетворения.
Судья Г.А. Желонкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.