Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей Морозовой Л.В., Самохиной Л.М.,
при секретаре Шишко Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 14 апреля 2017 г. по гражданскому делу по иску Назаровой Ирины Петровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) о перерасчете назначенной пенсии
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя истца Хованских К.Н., просившей решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, представителей Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) - Тимониной Т.В., Захаровой С.К., представителя третьего лица ОПФР по Оренбургской области- Лукьяновой Е.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Назарова И.П. обратилась в суд с иском о перерасчете назначенной пенсии, ссылаясь на то, что 24 мая 2016 года она обратилась к ответчику с заявлением о разъяснении порядка и расчёта назначенной ей досрочной страховой пенсии с 28 января 2014 года, указав о том, что проживала и работала в местности, приравненной к районам Крайнего севера. (Нижневартовск), назначенная ей пенсия занижена. 22 июня 2016 года она получила ответ, о том, что расчёт назначенной пенсии верен, но для уточнения факта её проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по состоянию на 31 декабря 2001 года направлен был запрос в УФМС г.Нижневартовска. При поступлении информации обещано было произвести перерасчёт пенсии. Ответ поступил положительный, и ответчик предложил ей написать заявление о перерасчёте назначенной пенсии. 29 августа 2016 года она написала заявление, а с 01 сентября ей был сделан перерасчёт с учётом иного коэффициента 1,7 вместо 1,2. Доплата составила около 2700 руб. в месяц. Никто из работников пенсионного органа не выяснил факт её проживания по состоянию на 31 декабря 2001 года для применения повышающего коэффициента при назначении ей досрочной пенсии по старости, в результате чего она потеряла недополученную пенсию с 27 января 2014 года и по 01 сентября 2016 года.
Вышестоящий Пенсионный фонд Российской федерации отказал в выплате Назаровой И.П. недополученной ей пенсии по той причине, что отсутствовала справка о регистрации в г. Нижневартовске.
Считает, что при начислении ей досрочной пенсии по старости, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) не выполнило свои прямые обязанности, не запросило необходимые документы для назначения пенсии по старости, не разъяснило ей порядок и применение другого повышающего коэффициента 1,7 для работников Крайнего Севера, а применил коэффициент 1,2, что считает незаконным, она лишена значительной доплаты к назначенной пенсии по вине работников Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное).
Право на применение коэффициента 1,7 у неё возникло на момент подачи ей заявления о назначении досрочной пенсии по старости, то есть 09 января 2014 года и этот коэффициент должен быть применен с момента назначения ей досрочной пенсии по старости, с 28 января 2014 года.
С учётом уточнения Назарова И.П. просила признать незаконным отказ УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) в перерасчете назначенной страховой пенсии по старости с момента назначения с 28 января 2014 года с применением коэффициента 1,7. Обязать УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) произвести перерасчет назначенной страховой пенсии по старости с 28 января 2014г. по 31 августа 2016г. с применением коэффициента 1,7. Взыскать понесенные расходы по оформлению писем в Пенсионный фонд в сумме 2 000 рублей, и оформление иска -1500 руб., оплату госпошлины в сумме 300 рублей. Взыскать в её пользу с УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) моральный вред в размере 1000 руб.
В последующем истец отказалась от заявленных требований в части компенсации морального вреда в размере 1 000 рублей. Определением суда производство по делу в указанной части прекращено.
Решением суда исковые требования Назаровой И.П. удовлетворены.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное), ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит данное решение отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Назаровой И.П. отказать.
Назарова И.П. извещенная о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явилась, об отложении рассмотрения дела не просила.
Руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 09 января 2014 года Назарова И.П. обратилась с заявлением о назначении пенсии.
Одновременно с заявлением представила пакет документов: паспорт гражданина РФ, СНИЛС, копию (справку) записи акта гражданского состояния, свидетельство о рождении, справку, уточняющую особый характер работы. В дополнительном заявлении от 09 января 2014г. Назарова И.П. просила назначить пенсию с учетом периодов с 14 августа 1986 года по 20 марта 2000г., с 21 марта 2000г. по 04 декабря 2001 г. Также 09 января 2014г. истец подала заявление, в котором просила учесть страховые взносы с 01 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г. ***
Из штампа в паспорте истца, представленного в пенсионный орган следует, что в г. Бузулуке она была зарегистрирована 29 апреля 2003г.
Согласно архивной справки ***" от 15 марта 2013 года N*** находится в г. Нижневартовске Тюменской области на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югра. Местность приравнена к районам Крайнего Севера. На территории Ханты-Мансийского автономного округа в централизованном порядке установлен коэффициент к заработной плате 1,5. При начислении заработной платы применяется коэффициент 70%.
Из сведений индивидуального лицевого счета Назаровой И.Н. следует, что имеются отчисления за 2001, 2002 год ***", организации которая ранее отчитывалась с коэффициентом 1,7 и находится в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.
В материалах дела имеется заключение от 24 мая 2013 года специалиста пенсионного фонда ФИО9 о коэффициенте заработной платы, используемом при назначении пенсии истцу в размере 1,2.
С 28 января 2014 года Назарова И.Н. является получателем пенсии на основании пп.6 п.1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как лицу, достигшему 50 лет и проработавшему 15 лет в районах Крайнего Севера. Пенсия Назаровой И.Н. была исчислена с отношением среднемесячного заработка истца к среднемесячному заработку в Российской Федерации в размере 1,2. Пенсия истцу была исчислена по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
24 мая 2016 года Назарова И.Н. обратилась в ГУ УПФР г.Бузулуке с заявлением о разъяснении расчёта ее пенсии.
22 июня 2016 года УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) разъяснило Назаровой И.Н. расчёт её пенсии и сообщило о праве лиц, проживавших на 31 декабря 2001 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям на установление отношения среднемесячного заработка в повышенном размере.
Также УПФР в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) сделало запрос в УФМС г.Нижневартовска о проживании Назаровой И.Н. по состоянию на 31 декабря 2001 года, на который получило подтверждение о факте проживания Назаровой И.Н. на 31 декабря 2001 года в г.Нижневартовске. Назарова И.Н. снята с регистрационного учета по указанному адресу 06 декабря 2002 года.
29 августа 2016 года Назарова И.Н. обратилась с заявлением о перерасчёте пенсии. С 01 сентября 2016 года перерасчёт размера пенсии истцу произведён с коэффициентом заработной платы в размере 1,7.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из наличия виновных действий работников пенсионного органа, не проверивших факт проживания и регистрации Назаровой И.П. по второму условию начисления пенсии с льготным коэффициентом 1,7. Доказательств того, что от Назаровой И.Н. истребовали или предложили представить необходимые документы, не было представлено.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может на основании следующего.
В соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер пенсии исчисляется из заработной платы за 2000-2001гг., либо любые 60 месяцев работы подряд до 01 января 2002 года. При исчислении размера пенсии отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Согласно указанной норме для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 19 указанного Закона).
В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (пункт 3 статьи 19 названного Закона).
Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Согласно пункту 2 указанной нормы заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утв. Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002г. N 16/19па истец к заявлению о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.6 п.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", должна была приложить документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности, документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы: о нетрудоспособных членах семьи, подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении; о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации; подтверждающие место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; об изменении фамилии, имени, отчества; об установлении инвалидности.
Аналогичный перечень документов, прилагаемых к заявлению о назначении пенсии содержится в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приёму и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 N 1521н.
Согласно пункту 44 данного Административного регламента в качестве документа, подтверждающего место жительства гражданина, обратившегося за пенсией, предъявляется паспорт (свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданное органами регистрационного учёта Российской Федерации).
Распиской-уведомлением о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии подтверждается, что все необходимые документы для назначения пенсии истец приложила к заявлению, а потому у пенсионного органа отсутствовали основания для истребования каких-либо дополнительных документов.
По имеющимся документам расчёт размера пенсии пенсионным органом обоснованно произведён учётом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации - 1,2.
Доводы истца о том, что трудовая книжка наглядно показывала период её работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период с момента её увольнения 04 декабря 2001г. и до принятия на работу 21 ноября 2005 года не мог не заинтересовать работников Пенсионного фонда, однако никто не поинтересовался когда она покинула места, приравненные к районам Крайнего Севера, в заявлении от 09 января 2014г. она просила учесть страховые взносы за период с 01 января 2002г. по 31 декабря 2002г. в *** дата регистрации в г. Бузулуке 29 апреля 2003г., не влекут удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку не свидетельствуют о нарушении пенсионным органом требований пенсионного законодательства при принятии заявления истца о назначении ей пенсии и назначении пенсии.
Тот факт, что истец в своём заявлении просила учесть страховые взносы за 2002г., равно как и факт уплаты работодателем в 2002 году страховых взносов за Назарову И.П. не свидетельствуют о том, что по состоянию на 31 декабря 2001 г. истец проживала в местах, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку после даты увольнения, 04 декабря 2001г. работодателем сведения представлялись как работа в обычной местности.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает обязанности пенсионного органа устанавливать еще какие либо пенсионные права обратившихся за назначением пенсии помимо тех, о которых лицо указывает в своем заявлении о назначении пенсии. Из заявления истицы не следует, что на 01 января 2002 года она проживала в местах, приравненных к районам Крайнего Севера и она имеет право на повышенный коэффициент соотношения заработных плат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку с учётом поданных документов размер пенсии при её назначении истцу был исчислен правильно, вина пенсионного органа в том, что пенсия была назначена и выплачивалась без повышенного коэффициента соотношения заработков истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации не усматривается, ответчик в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" произвёл перерасчёт размера пенсии с 01 сентября 2016г., применив повышенный коэффициент 1,7 после подачи истцом заявления о перерасчёте и в соответствии с поступившими сведениями о проживании Назаровой И.П. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда не имелось.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) удовлетворить.
Решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 14 апреля 2017г. отменить. Вынести по делу новое решение, которым Назаровой Ирине Петровне в удовлетворении требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.