Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего Васякина А.Н.,
судей областного суда Султанова Р.А., Донцовой Ю.И.,
при секретаре Камеристовой К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хоботова В.В. на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 08 июня 2017 года по иску прокурора Советского района г. Орска в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Хоботову В.В. об устранении нарушений норм пожарной безопасности, экологической безопасности,
Заслушав доклад судьи Васякина А.Н., пояснения прокурора Трофимова А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Орска обратился в суд с иском, указав, что в связи с обращением администрации г. Орска от (дата)N, обращением ООО ФИО13 от (дата) прокуратурой района с (дата) по (дата) проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и пожарной безопасности. Хоботов В.В. (дата) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с договором аренды имущественного комплекса от (дата), заключенным между ИП Хоботовым В.В. и Николаевой К.В., ИП Хоботов В.В. арендует имущественный комплекс АЗС в (адрес), расположенный по адресу: (адрес), со сроком действия договора аренды до (дата). Проверкой установлено нарушение ИП Хоботовым В.В. исполнение законодательства об охране окружающей среды и пожарной безопасности. Просил суд обязать ответчика устранить нарушения, запретить эксплуатацию АЗС до устранения нарушений.
Определением суда от 25 мая 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены Николаева К.В., администрация г. Орска Оренбургской области.
В судебном заседании прокурор Майданенко В.Н. исковые требования поддержал, изменил требования в части запрета деятельности ответчика, просил суд запретить Хоботову В.В. эксплуатировать автозаправочную станцию, расположенную по адресу: (адрес), до устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Ответчик ИП Хоботов В.В. исковые требования признал в части возложения обязанности устранить нарушения, просил суд предоставить срок для устранения нарушений до (дата), требования искового заявления о запрете эксплуатации АЗС до устранения нарушений не признал.
Третье лицо Николаева К.В. просила отказать истцу в удовлетворении требований о запрете деятельности АЗС.
Представитель третьего лица - администрации г. Орска Курманчук С.С., действующий на основании доверенности от (дата), требования искового заявления поддержал.
Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 08 июня 2017 года исковые требования прокурора Советского района г. Орска удовлетворены.
Суд постановил:
Обязать индивидуального предпринимателя Хоботова В.В. в срок до 31 декабря 2017 года устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности и об экологической безопасности на АЗС, расположенной по адресу: г(адрес), а именно: провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработать и направить на согласование (утверждение) в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений по Оренбургской области нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать и направить на согласование в Министерство экологии, природных ресурсов и имущественных отношений Оренбургской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий; на наружной установке (установка по хранению топлива, топливораздаточные колонки) нанести обозначения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны; обеспечить наружное противопожарное водоснабжение АЗС; в местах размещения технологических установок обеспечить наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; на АЗС разработать техническую документацию, подтверждающую применение серийно выпускаемых технологических систем АЗС; обеспечить размещение на территории АЗС знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено"; на постоянной основе не допускать курение на территории АЗС; разработать и утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности; назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте; не допускать к работе на объекте лиц, без прохождения обучения мерам пожарной безопасности; провести очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности; пролитые на почву нефтепродукты на постоянной основе засыпать песком или удалять адсорбентами; на территории АЗС оборудовать пожарный щит; в помещении операторной оборудовать автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения людей в случае пожара; на постоянной основе вести учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в специальном журнале произвольной формы; резервуар для хранения жидкого моторного топлива на АЗС, расположенный на территории АЗС разместить подземно; резервуар оснастить системой деаэрации; резервуар для хранения топлива оборудовать системой предотвращения его переполнения, обеспечивающей при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек.; в нижней части технологического отсека контейнера хранения топлива оборудовать поддоны для сбора аварийного пролива топлива; резервуар для хранения топлива оборудовать системой контроля его герметичности; контейнер хранения топлива оборудовать автоматической установкой пожаротушения; на постоянной основе наполнение резервуара топливом производить открытым способом; провести планировку территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования, исключающую возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы; установить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м., дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения; нанести визуальные указатели или отличительную разметку на покрытии дорог АЗС; площадку для автоцистерн оборудовать отбортовкой не менее 150 мм; разработать декларацию пожарной безопасности АЗС; на АЗС оборудовать металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении; площадку для автоцистерн оборудовать аварийным резервуаром и сливным трубопроводом; на постоянной основе проводить проверку состояния устройств молниезащиты; для контроля заземления автоцистерн применять специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления автоцистерн; на боковых поверхностях ограждающей конструкции контейнера хранения топлива нанести полосу желтого цвета шириной 40 см с надписью "Огнеопасно", выполненную световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива; АЗС обеспечить первичными средствами пожаротушения согласно норм положенности; на постоянной основе осуществлять техническое обслуживание имеющихся огнетушителей; в коридоре помещения операторной АЗС произвести демонтаж натяжного потолка.
Запретить ИП Хоботову В.В. эксплуатировать автозаправочную станцию, расположенную по адресу: (адрес), до устранения нарушений требований пожарной безопасности.
На указанное решение Хоботовым В.В. подана апелляционная жалоба, в которой он просил решение суда отменить в части установления запрета на эксплуатацию АЗС, в этой части вынести новое решение об отказе в иске.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральный закон N123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390 утверждены Правила противопожарного режима в РФ.
Федеральным законом от 04 мая 1999 года NФЗ-96 "Об охране атмосферного воздуха" определено, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. В соответствии со статьями первой и второй указанного Закона вредное (загрязняющее) вещество - это химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 616 Гражданского кодекса РФ установлена обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 25 Закона Оренбургской области от 23 декабря 2004 года N 1673/276-III-ОЗ "О пожарной безопасности в Оренбургской области" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Статьями 15, 16 и 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что в целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 08 апреля1998 года N199 утверждены Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров.
28 октября 1998 года Министерством транспорта РФ утверждена методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом), согласно которой основными источниками выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу являются дыхательные патрубки резервуаров, баки автомашин при заправке автомобилей. При заправке автотранспортных средств и сливе топлива (проливах) в резервуары в атмосферу выделяются загрязняющие вещества: углеводороды предельные С1-С5, углеводороды предельные С6-С10, амилены, бензол, ксилол, толуол, этилбензол, сероводород. Источниками выбрасываются в атмосферу следующие загрязняющие вещества: азота диоксид (азот (IV) оксид), азот (II) оксид (азота оксид, сера диоксид (ангидрид сернистый), углерод оксид, углеводороды предельные С1-С5, С6- С10, пентилены (амилены - смесь изомеров), бензол, диметилбензол (ксилол) (смесь изомеров о-, м-, п-), метилбензол (толуол), этилбензол, бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод).
Пункт третий Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 года N 609, определяет, что "выбросы" - это выбросы вредных (загрязняющих) веществ, которыми являются отработанные газы двигателей внутреннего сгорания и испарения топлива автомобильной техники, содержащие вредные (загрязняющие) вещества (оксид углерода (CO), углеводороды (C H ), оксиды азота (NO) и дисперсные частицы.
В силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Эксплуатация объекта капитального строительства допускается лишь после подтверждения в установленном порядке его соответствия требованиям безопасности. Надлежащим доказательством такой безопасности является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Отсутствие такого разрешения является достаточным основанием для запрета эксплуатации объекта.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Судом установлено, что ответчик Хоботов В.В. (дата) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и в предпринимательских целях использует имущественный комплекс АЗС в (адрес), расположенный по адресу: (адрес) по договору аренды от (дата), заключенным с Николаевой К.В., на срок до (дата).
В ходе прокурорской проверки исполнения ответчиком законодательства о пожарной безопасности (дата) прокуратурой района совместно с государственным инспектором ОНД по г. Новотроицку и г. Орску УМЧС по Оренбургской области ФИО11 проведен осмотр земельных участков, зданий, строений, сооружений АЗС ИП Хоботова В.В., расположенных по адресу: (адрес).
Проверкой установлено, что на промышленной площадке АЗС расположены: сосуд, предназначенный для хранения бензина ***, топливораздаточная колонка (ТРК) типа *** подключенная к контейнеру с топливом под бензин ***, и предназначенная для розничной раздачи топлива покупателям, а также операторная.
В ходе проверки выявлены нарушения ответчиком законодательства о пожарной и экологической безопасности и об охране окружающей среды, изложенные в акте проверки от (дата), подписанным старшим помощником прокурора района Майданенко В.Н.
Проверкой установлено, что ИП Хоботовым В.В. не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, не разработан проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что является нарушением ст.ст. 22 и 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года N ФЗ-96 "Об охране атмосферного воздуха", согласно которым лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; не разработаны и не обеспечено установление уполномоченным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что является нарушением ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", часть 3 статьи 12, часть 1 статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", согласно которым нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом); не разработаны и не согласованы с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, что является нарушением ст.ст. 19 и 30, а также Постановления Правительства Оренбургской области от 27 марта 2012 года N 263-п "Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области", согласно которым при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения, а также немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля.
Также у ответчика отсутствует проект АЗС, заключение экспертизы на проектную документацию на АЗС, заключение о соответствии АЗС проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и другим нормативным документам. Не осуществлен ввод АЗС в эксплуатацию.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования прокурора Советского района г. Орска в полном объеме, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что до устранения выявленных нарушений норм пожарной безопасности эксплуатация АЗС создает опасность причинения вреда в будущем, что является основанием для запрета ее деятельности до устранения нарушений с установлением срока для устранения нарушения - до 31 декабря 2017 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами и решением суда.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности решения в части запрета деятельности отклоняются судебной коллегией, поскольку дальнейшая эксплуатация АЗС без устранения выявленных нарушений создает угрозу для жизни и здоровья людей, в связи с чем запрет деятельности обоснован и подтвержден представленными доказательствами.
Учитывая изложенное выше, а также принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 08 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хоботова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.