Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Солопьева В.И.
при секретаре Лексиковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Благодаровского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по разработке и утверждению проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения по апелляционной жалобе администрации МО "Благодаровский сельсовет" Бугурусланского района на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 23 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора) по Оренбургской области в лице Северо-Западного территориального отдела в интересах неопределенного круга лиц обратилось с административным иском, указав, что специалистом-экспертом Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области при проведении плановой выездной проверки в соответствии с распоряжением N 16-48-П от 15 марта 2017 года в отношении администрации Благодаровского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, расположенной по адресу: 461601, Оренбургская обл., Бугурусланский район, с. Благодаровка, ул. Центральная, 14-а, в 11 час. 30 мин. 28 апреля 2017 года установлено, что администрацией Благодаровского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области не обеспечено соблюдение выполнения обязательных требований санитарного законодательства и действующих санитарных норм и правил, а именно:
на источники, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с. Благодаровка, с. Саловка Бугурусланского района Оренбургской области отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии данных источников санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что является нарушением части 3 статьи 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, не информирует об этом Северо-Западный территориальный отдел Роспотребнадзора по Оренбургской области, что является нарушением пункта 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества";
территория первого пояса зон санитарной охраны (ЗСО) скважин не ограждена, дорожки к сооружению не имеют твердого покрытия, что является нарушением пункта 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
По результатам проверки в отношении главы администрации Благодаровского сельсовета Демидова Е.В. возбуждено и рассмотрено дело об административном правонарушении по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначен штраф в размере 2000 руб.
В связи с тем, что объекты водоснабжения относятся к объектам высокой гигиенической значимости, несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических нормативов и правил, устанавливающих санитарные требования к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, создает угрозу возникновения и распространения заболеваний, а также угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Благодаровского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, предоставляющей услуги хозяйственно-питьевого водоснабжения на территории Благодаровского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, по непринятию мер к разработке, утверждению и организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения;
обязать администрацию Благодаровского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области организовать предоставление услуг водоснабжения на территории села Благодаровка, деревни Саловка, поселка Пчелка в соответствии с санитарным законодательством, а именно:
организовать на источнике хозяйственно-питьевого водоснабжения, водопроводных сооружениях и водопроводящем канале в селе Благодаровка, деревне Саловка, поселке Пчелка зоны санитарной охраны, основной целью которых является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территории, на которых они расположены, для этого:
в срок до 01 августа 2018 года разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и получить на них санитарно-эпидемиологические заключения;
в срок до 01 ноября 2018 года проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения утвердить в Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области;
в срок до 10 января 2019 года утвержденные границы проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения нанести на планшет генерального плана муниципального образования;
в срок до 01 октября 2019 года организовать мероприятия на территории зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения в соответствии с проектом;
В случае удовлетворения иска - довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей резолютивную часть решения суда.
Решением суда заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
С таким решением не согласился административный ответчик. В апелляционной жалобе администрация Благодаровского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.
Исходя из положений статей 18, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения, осуществление в пределах установленных законодательством полномочий собственника водных объектов, установления правил использования водных объектов, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Согласно пункту 1.4 "СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В силу пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Пунктом 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, отвечающего предусмотренным требованиям.
Пунктом 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним.
В силу пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что население Благодаровского сельсовета пользуется централизованным водоснабжением.
Система водоснабжения во всех населенных пунктах Благодаровского сельсовета представлена 5 скважинами и 3 водонапорными башнями Рожновского, емкостью 25 куб.м.
В с. Благодаровка 3 артезианских скважины, введены в эксплуатацию в 1968 году. Протяженность глубины скважины 100 метров. Башни Рожновского введены в эксплуатацию в 1988 году. Протяженность внутрипоселкового водопровода составляет 7 316 м.
В деревне Саловка скважина введена в эксплуатацию в 1991 году, протяженность водопровода составляет 3399 м, имеется 1 башня Рожновского.
В поселке Пчелка протяженность водопровода составляет 1132 м.
Водопроводная сеть в с. Благодаровка, д. Саловка, п. Пчелка находится в собственности муниципального образования Благодаровский сельсовет.
В соответствии с распоряжением Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области N16-48-П от 15 марта 2017 года в отношении администрации Благодаровского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, расположенной по адресу: 461601, Оренбургская обл., Бугурусланский район, с. Благодаровка, ул. Центральная, 14-а, в 11 час. 30 мин. 28 апреля 2017 года была проведена плановая выездная проверка с целью выполнения утвержденного плана проверок Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области на 2017 год деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с частью 2.3. статьи 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В ходе проверки установлено, что администрацией Благодаровского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области не обеспечено соблюдение выполнения обязательных требований санитарного законодательства и действующих санитарных норм и правил, а именно:
на источники, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с. Благодаровка, с. Саловка Бугурусланского района Оренбургской области, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии данных источников санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что является нарушением части 3 статьи 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, не информирует об этом Северо-Западный территориальный отдел Роспотребнадзора по Оренбургской области, что является нарушением пункта 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества";
территория первого пояса ЗСО скважин не ограждены, дорожки к сооружению не имеют твердого покрытия, что является нарушением п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Выявленные нарушения подтверждаются имеющимся в материалах дела актом проверки б/н от 28 апреля 2017 года и не опровергаются ответчиком.
Доказательств того, что указанные объекты водоснабжения питьевой воды были переданы муниципальным образованием Благодаровский сельсовет на праве собственности или ином вещном праве другому субъекту или обслуживающей организации, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции, рассматривая дело, пришел к выводу об обоснованности требований административного истца.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.
Исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления. Именно административный ответчик как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, переданы ли данные объекты другому субъекту или водоснабжающей организации и на каком основании.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и сводятся к выражению несогласия с выводами суда. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 23 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО "Благодаровский сельсовет" Бугурусланского района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.