Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Солопьева В.И.
при секретаре Лексиковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Елатомский сельсовет" Бугурусланского района Оренбургской области на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 20 июня 2017 года по делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в лице Северо-Западного территориального отдела в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Елатомский сельсовет" Бугурусланского района Оренбургской области о признании незаконным.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Управление Роспотребнадзора) по Оренбургской области в лице Северо-Западного территориального отдела в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Елатомский сельсовет" Бугурусланского района Оренбургской области, указав, что Главным специалистом-экспертом Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Кузьминым И.В. при проведении плановой проверки в соответствии с распоряжением N 16-45-П от 15 марта 2017 года в отношении администрации Елатомского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, 28 апреля 2017 года установлено, что в администрации Елатомского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области не обеспечено соблюдение выполнения обязательных требований санитарного законодательства и действующих санитарных норм и правил, а именно: источник хозяйственно-питьевого водоснабжения в с. Лобовка не имеет проекта зон санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов ЗСО санитарным нормам и правилам, что является нарушением п.п. 1.2., 1.6., 1.7., 1.13., 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ; источник водоснабжения, используемый в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в с. Лобовка Бугурусланского района Оренбургской области используется без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, что является нарушением ч. 3 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ; территория первого пояса зоны санитарной охраны скважины не ограждена, не имеется дорожек с твердым покрытием, что является нарушением п.п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
По результатам проверки в отношении главы администрации Елатомского сельсовета Неклюдова А.Г. возбуждено и рассмотрено дело да административных правонарушениях по ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ и назначен штраф в размере 10 000 рублей.
Система водоснабжения на территории Елатомского сельсовета представлена 1 артезианской скважиной в селе Лобовка, в которой на высоте 10 метров находится резервуар на 15 м3.
Общая протяженность водопроводных сетей составляет 2 036 м.
Кадастровый паспорт на водопроводное сооружение, а также свидетельство о государственной регистрации на объект водоснабжение имеется.
Просили суд признать незаконным бездействие юридического лица - администрации Елатомского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, предоставляющего услуги хозяйственно-питьевого водоснабжения на территории Елатомского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области по непринятию мер к разработке, утверждению и организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения; обязать юридическое лицо - администрацию Елатомского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области организовать предоставление услуг водоснабжения на территории села Лобовка в соответствии с санитарным законодательством, а именно организовать на источнике хозяйственно-питьевого водоснабжения, водопроводных сооружениях и водопроводящем канале в селе Лобовка зоны санитарной охраны, основной целью которых, является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территории, на которых они расположены, для этого: в срок до 1 августа 2018 года разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, и получить на них санитарно - эпидемиологические заключения;
- в срок до 1 ноября 2018 года проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения утвердить в Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области;
- в срок до 10 января 2019 года утвержденные границы проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения нанести на планшет генерального плана муниципального образования;
- в срок до 1 октября 2019 года организовать мероприятия на территории зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения в соответствии с проектом.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 20 июня 2017 года административный иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в лице Северо-Западного территориального отдела в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Елатомский сельсовет" Бугурусланского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворен.
Суд: признал незаконным бездействие администрации муниципального образования "Елатомский сельсовет" Бугурусланского района Оренбургской области по непринятию мер к разработке, утверждению и организации зон санитарной охраны источников водоснабжения; обязал администрацию муниципального образования "Елатомский сельсовет" Бугурусланского района Оренбургской области организовать на источнике хозяйственно-питьевого водоснабжения, водопроводных сооружениях и водопроводящем канале в селе Лобовка зоны санитарной охраны, основной целью которых является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территории, на которых они расположены, для чего провести следующие мероприятия:
в срок до 1 августа 2018 года разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, и получить на них санитарно-эпидемиологические заключения;
в срок до 1 ноября 2018 года проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения утвердить в Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области;
в срок до 10 января 2019 года утвержденные границы проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения нанести на планшет генерального плана муниципального образования;
в срок до 1 октября 2019 года организовать мероприятия на территории зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения в соответствии с проектом.
На основании статьи 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" обязать администрацию муниципального образования "Елатомский сельсовет" Бугурусланского района Оренбургской области довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей резолютивную часть решения суда по настоящему делу в месячный срок со дня его вступления в законную силу.
С таким решением не согласилась администрация МО "Елатомский сельсовет" Бугурусланского района, подав апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований полностью.
В письменных возражениях Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в лице Северо-Западного территориального отдела просит оспариваемое решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом, не явились, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статей 18, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.4 "СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В силу пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Пунктом 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, отвечающего предусмотренным требованиям.
Пунктом 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним.
В силу пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Судом установлено, что на основании распоряжения (приказа) Северо-Западного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от 15 марта 2017 года N 16-45-П в отношении администрации Елатомского сельсовета Бугурусланского района проведена проверка.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения.
Источник хозяйственно-питьевого водоснабжения с. Лобовка не имеет проекта зон санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов ЗСО санитарным нормам и правилам, чем нарушены требования п. 1.2, п. 1.6, п. 1.13, п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02, ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В нарушение требований ч.3 ст.18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на источник, используемый в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с.Лобовка Бугурусланского района Оренбургской области отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии данного источника санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Территория первого пояса зоны санитарной охраны скважины не ограждена, не имеется дорожек с твердым покрытием, что является нарушением п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02.
Указанный нарушения зафиксированы в акте проверки от 28 апреля 2017 года.
Как усматривается из свидетельства о государственной регистрации права от 12 сентября 2014 года, водозаборные сооружения протяженностью 2036 м, расположенные по адресу: Бугурусланский район, Елатомский сельский совет, с. Лобовка, зарегистрированы на праве собственности за муниципальным образованием Елатомский сельсовет Бугурусланского района Оренбургской области.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что ответственность за надлежащую организацию водоснабжения и соблюдение санитарных правил и норм на объектах водоснабжения лежит на администрации сельского поселения.
Не соблюдение санитарных правил и норм, устанавливающих требования к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда на основании следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что объекты водоснабжения находятся на балансе МО Елатомский сельсовет, судебная коллегия приходит к выводу, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления. Именно административный ответчик как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, переданы ли данные объекты другому субъекту или водоснабжающей организации и на каком основании.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права, сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 20 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Елатомский сельсовет" Бугурусланского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.