Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Солопьева В.И.
при секретаре Лексиковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Кирюшкинский сельсовет" Бугурусланского района Оренбургской области на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 19 июня 2017 года по делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в лице Северо-Западного территориального отдела в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по разработке и утверждению проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в лице Северо-Западного территориального отдела (далее - Управление Роспотребнадзора) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с административным иском к администрации Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, указав, что специалистом-экспертом Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области при проведении плановой выездной проверки в соответствии с распоряжением N 16-43-П от 15 марта 2017 года в отношении администрации Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, расположенной по адресу: 461612, Оренбургская обл., Бугурусланский район, с. Кирюшкино, ул. Молодежная, 20, 28 апреля 2017 года установлено, что администрацией Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области не обеспечено соблюдение выполнения обязательных требований санитарного законодательства и действующих санитарных норм и правил, а именно: при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, не информирует об этом Северо-Западный территориальный отдел Роспотребнадзора по Оренбургской области, что является нарушением п. 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"; проекты зон санитарной охраны на водозаборные сооружения с. Кирюшкино, с. Нуштайкино и в с. Баймаково не разработаны и не утверждены в установленном порядке, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источников водоснабжения отсутствуют, что является нарушением п.п. 1.4, 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, не разработана программа производственного контроля качества питьевой воды, и не согласовано с Северо-Западным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области программа производственного контроля качества питьевой воды, что является нарушением ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"; территория первого пояса ЗСО скважин не ограждена, дорожки к сооружению не имеют твердого покрытия, что является нарушением п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
По результатам проверки в отношении юридического лица администрации Кирюшкинского сельсовета возбуждено и рассмотрено дело об административных правонарушениях по ст. 6.5. КоАП РФ и назначен штраф в размере 20 000 руб.
Административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, предоставляющей услуги хозяйственно-питьевого водоснабжения на территории Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области с нарушением санитарного законодательства; обязать администрацию Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области организовать предоставление услуг водоснабжения на территории сел Кирюшкино, Нуштайкино, Баймаково, поселке Муравейник в соответствии с санитарным законодательством, а именно: организовать на источнике хозяйственно-питьевого водоснабжения, водопроводных сооружениях и водопроводящих каналах в селах Кирюшкино, Нуштайкино, Баймаково, поселке Муравейник зоны санитарной охраны, основной целью которых является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территории, на которых они расположены, для этого: в срок до 1 августа 2018 года разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, и получить на них санитарно-эпидемиологические заключения; в срок до 1 ноября 2018 года проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения утвердить в Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области; в срок до 10 января 2019 года утвержденные границы проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения нанести на планшет генерального плана муниципального образования; в срок до 1 октября 2019 года организовать мероприятия на территории зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения в соответствии с проектом.
В случае удовлетворения иска Северо-Западного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области считает возможным обязать ответчика на основании статьи 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей", довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей резолютивную часть решения суда.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 19 июня 2017 года исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в лице Северо-Западного территориального отдела в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области удовлетворены.
Суд решил:признать незаконным бездействие администрации Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, предоставляющей услуги водоснабжения на территории Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области с нарушением санитарного законодательства; обязать администрацию Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области организовать предоставление услуг водоснабжения на территории сел Кирюшкино, Нуштайкино, Баймаково, поселке Муравейник в соответствии с санитарным законодательством, а именно: организовать на источнике хозяйственно-питьевого водоснабжения, водопроводных сооружениях и водопроводящем канале в селах Кирюшкино, Нуштайкино, Баймаково, поселке Муравейник зоны санитарной охраны, основной целью которых является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территории, на которых они расположены, для этого: в срок до 1 августа 2018 года разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, и получить на них санитарно-эпидемиологические заключения; в срок до 1 ноября 2018 года проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения утвердить в Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области; в срок до 10 января 2019 года утвержденные границы проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения нанести на планшет генерального плана муниципального образования; в срок до 1 октября 2019 года организовать мероприятия на территории зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения в соответствии с проектом.
Обязать администрацию Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области через средства массовой информации (газета "Бугурусланская правда") довести до сведения потребителей решение суда в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
С таким решением не согласилась администрация МО "Кирюшкинский сельсовет" Бугурусланского района, подав апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований полностью.
В письменных возражениях Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в лице Северо-Западного территориального отдела просит оспариваемое решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области оставить без изменения.
Стороны, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не сообщили.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статей 18, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.4 "СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В силу пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Пунктом 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, отвечающего предусмотренным требованиям.
Пунктом 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним.
В силу пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Судом установлено, что население Кирюшкинского сельсовета пользуется централизованным водоснабжением.
Система водоснабжения во всех населенных пунктах Кирюшкинского сельсовета (с. Баймаково, с. Нуштайкино, с. Кирюшкино) представлена 9 скважинами и 7 водонапорными башнями Рожновского, емкостью 25 куб.м.
В с. Кирюшкино артезианских скважин 5, введены в эксплуатацию в 1966 году. Протяженность глубины скважины 100 метров.
Протяженность внутрипоселкового водопровода составляет 10 275 м., имеются 3 водонапорные башни Рожновского.
В поселке Муравейник имеется водопроводная сеть.
В селе Нуштайкино имеются 2 скважины, введены в эксплуатацию в 1976 году и 2 водонапорные башни Рожновского, протяженность водопровода составляет 7 008 м.
В селе Баймаково имеются 2 скважины, введены в эксплуатацию в 1976 году и 2 водонапорные башни Рожновского, протяженность водопровода составляет 6 640 м.
Водопроводная сеть в селе Кирюшкино и селе Нуштайкино находится в собственности муниципального образования Кирюшкинский сельсовет.
Водопровод в селе Баймаково и поселке Муравейник администрацией муниципального образования Кирюшкинский сельсовет поставлен на учет как бесхозяйный объект недвижимости.
На основании распоряжения N16-43-П от 15 марта 2017 года Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в отношении администрации Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области, расположенной по адресу: 461612, Оренбургская обл., Бугурусланский район, с. Кирюшкино, ул. Молодежная, 20, 28 апреля 2017 года была проведена плановая выездная проверка с целью выполнения утвержденного плана проверок Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области на 2017 год деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с частью 2.3. ст. 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В ходе проверки установлено, что администрацией Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области не обеспечено соблюдение выполнения обязательных требований санитарного законодательства и действующих санитарных норм и правил, а именно: при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, не информирует об этом Северо-Западный территориальный отдел Роспотребнадзора по Оренбургской области, что является нарушением п. 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"; проекты зон санитарной охраны на водозаборные сооружения с. Кирюшкино, с. Нуштайкино и в с. Баймаково не разработаны и не утверждены в установленном порядке, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источников водоснабжения отсутствуют, что является нарушением п.п. 1.4, 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, не разработана программа производственного контроля качества питьевой воды, и не согласовано с Северо-Западным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области программа производственного контроля качества питьевой воды, что является нарушением ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"; территория первого пояса ЗСО скважин не ограждены, дорожки к сооружению не имеют твердого покрытия, что является нарушением п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Выявленные нарушения подтверждаются имеющимся в материалах дела актом проверки б/н от 28 апреля 2017 года.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что использование зоны санитарной охраны источника водоснабжения с нарушением требований, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, допущено вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей администрацией Кирюшкинского сельсовета Бугурусланского района Оренбургской области.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда на основании следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что объекты водоснабжения находятся на балансе МО Кирюшкинский сельсовет, судебная коллегия приходит к выводу, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления. Именно административный ответчик как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, переданы ли данные объекты другому субъекту или водоснабжающей организации и на каком основании.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права, сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 19 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Кирюшкинский сельсовет" Бугурусланского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.