судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Фоминой Н.В.,
судей Давыдовой Н.А., Жуковой Н.Н.,
при секретаре Овчинниковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истицы Беляевой Анны Михайловны на решение Усманского районного суда Липецкой области от 31 июля 2017 года, которым постановлено:
" В удовлетворении исковых требований Беляевой Анны Михайловны к Администрации сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области, Администрации Усманского муниципального района Липецкой области о признании незаконным отказа в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать ".
Заслушав доклад судьи Давыдовой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Беляева А .М. обратилась в суд с иском к а дминистрации сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципал ьного района Липецкой области, а дминистрации Усманского муницип ального района Липецкой области о признании незаконным решения а дминистрации сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципального района Л ипецкой области об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны и возложении на ответчика обязанности поставить ее на такой учет .
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в квартире общей площадью 27,2 кв.м. П омимо нее в данной квартире зарегистрирован ы и проживают еще два человека, а поэтому обеспеченность ее жильем составляет менее учетной нормы, установленной в Липецкой области.
У истицы в собственности, равно как и в пользовании по договору социального найма, жилого помещения не имеется, финансовой возможности самостоятельно улучшить свои жилищные условия она не имеет.
09.07.2011 г. она подарила принадлежащие ей на праве собственности 4/5 доли жилого дома Беляеву Н.В., так как не могла осуществлять уход за собой самостоятельно в силу преклонного возраста и состояния здоровья. Для предоставления ей постоянной помощи и ухода она вынуждена была переехать к жене своего сына Беляевой В.М.
10 мая 2017 года а дминистрацией сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципаль ного района Липецкой области истице было отказано в постановке на учет для улучшения жилищных условий в связи с тем, что не истек срок, предусмотр енный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Полагая указанное решение незаконным, Беляева А.М. просила его отменить и обязать а дминистрацию сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области поставить ее на данный учет.
Представитель а дминистрации сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципа льного района Липецкой области иск не признала, ссылаясь на намеренное ухудшение истицей своих жилищных условий , переехав из просторного жилого дома в маленькую квартиру. П олагала, что основания для постановки Беляевой А.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется, поскольку в настоящее время не истек предусмотренный ст атьей 53 Жилищного ко декса Российской Федерации пятилетний срок с момента отчуждения истицей принадлежащего ей жилого дома.
Представитель а дминистрации Усманского муниципального района Липецкой области просила в удовлетворении иска отказать, полагая, что жилищные условия Беляевой А.М. были ухудшены намеренно с целью постановки на жилищный учет . Также ссылалась на то, что а дминистрация Усманского муниципального района Липецкой области не является надлежащим ответчик ом по делу, поскольку полномочия по постановке на жилищный учет исполняют администрации сельских поселений.
Представитель Управления социальной защиты населения Л ипецкой области против иска возражала по основаниям, приведенным представителями ответчиков.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (п. 4).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; а также граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью первой статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решением Совета депутатов сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области от 09 июня 2011 года N 15/52 установлена учетная норма на территории сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области в размере 15 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Как следует из материалов дела, Беляева А.М. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Беляева Н.М.
По договору дарения от 09 июля 2011 года истица подарила своему внуку Беляеву Н.В. принадлежащие ей на праве собственности 4/5 доли в жилом доме "адрес", общей площадью 67,8 кв.м. (по состоянию на 16 мая 2001 года - общей полезной площадью 64,4 кв.м., в том числе жилой - 45,3 кв.м.); до 28 декабря 2016 года Беляева А.М. была зарегистрирована и проживала в указанном жилом помещении.
Постановлением главы администрации сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области от 18 октября 2016 года истица была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в очередь ветеранов Великой Отечественной войны, однако постановлением от 07 декабря 2016 года она была снята с указанного учета в связи с тем, что ею не было утрачено право пользования домом N по "адрес""адрес" и истица обеспечена жильем более учетной нормы.
Кроме того, судом установлено, что истица изменила место своего жительства и зарегистрировалась по месту проживания в квартире "адрес", площадь которой составляет 27,2 кв.м., принадлежащей ее внучке Беляевой С.В.
В указанном жилом помещении помимо истицы были зарегистрированы Беляева В.М., Беляева С.В., Беляев Н.В.
22 марта 2017 года Беляев Н.В. снялся с регистрационного учета по вышеуказанному адресу и зарегистрировался в доме "адрес", однако как следует из объяснений представителя истицы, фактически по месту регистрации он не проживает.
10 апреля 2017 года Беляева А.М. вновь обратилась в администрацию сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдовы ветерана Великой Отечественной войны, ссылаясь на то, что площадь занимаемого ей жилого помещения составляет менее учетной нормы, установленной на территории сельского поселения, однако постановлением от 10 мая 2017 года ей было отказано в связи с тем, что после намеренного ухудшения жилищных условий не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетний срок.
Отказывая Беляевой А.М. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о намеренности действий истицы по ухудшению своих жилищных условиях, выразившихся в переселении из ранее принадлежащих ей на праве собственности 4/5 долей жилого дома в квартиру меньшей площади, принадлежащую её внучке.
При этом суд обоснованно исходил из того, что после дарения своему внуку принадлежащей ей части жилого дома она проживала в указанном доме и не утратила право пользования данным жилым помещением, а поэтому не нуждалась в улучшении жилищных условиях, поскольку площадь занимаемого ею жилого дома значительно превышала учетную норму, установленную постановлением главы администрации сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области от 09 июня 2011 года на территории села Новогулянка Усманского района Липецкой области и истица обеспечена жильем более учетной нормы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение, в котором проживает истица, непригодно для проживания, являются необоснованными, поскольку каких-либо доказательств о непригодности указанного жилого помещения для проживания истицей суду не представлено.
Ссылка в жалобе на то, что отчуждение в 2011 году принадлежащего истице жилого дома правового значения в данном случае не имеет, является несостоятельной, поскольку основана на ошибочном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции либо опровергали выводы суда, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения и не являются основанием к его отмене.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усманского районного суда Липецкой области от 31 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истицы Беляевой Анны Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.